ГлавнаяБлогиБлог Олега Батурина
Спецтема
Фестивальные дневники

Записки из Вологды

Бела Тарр. Великий и ужасный

То, что именитый венгерский кинорежиссёр и продюсер возглавит главное жюри IV Вологодского фестиваля молодого европейского кино VOICES даже в самом фантастическом сне не мог себе представить, пожалуй, ни один поклонник его творчества из России или Украины. Однако даже для организаторов фестиваля возможность привлечь мэтра авторского кино «не для всех», похоже, стало немалым сюрпризом.

Режиссер Бела Тарр
Фото: Фестиваль VOICES
Режиссер Бела Тарр

Правда, очень многих судейство жюри во главе с Белом Тарра искренне разочаровало. Человек, который не один год ведёт одну из популярных в Европе школ киномастерства и ратует за смелость в авторских высказываниях у начинающих и молодых кинематографистов, эту самую смелость и даже определённый радикализм в большинстве конкурсных фильмов VOICES не заметил. Организаторов вологодского фестиваля поначалу немного смущало участие в киносмотре культового режиссёра. Завсегдатаям Канн и Берлинале было известно о непростом характере Бела Тарра. Не случайно многие с большим интересом присматривались: «Бела Тарр? Вот это да! Так вот он какой!». Самому гостю в Вологде, похоже, понравилось. Он с удовольствием принимал приглашения на экскурсии по местным достопримечательностям, посещал практически все фестивальные тусовки и старался не пропустить ни одного конкурсного фильма.

На открытии VOICES организаторы отметили, что Бела Тарр вообще не очень охотно посещает кинофестивали и отвергает многие предложения известных киносмотров принять участие в работе жюри. «Говорят, вы отказывали Каннам. Почему же вы приняли приглашение приехать в Вологду? Чем вас привлёк этот фестиваль?» - спросил я у Бела Тарра.

- Я приезжаю на подобные фестивали, чтобы поддержать их, - ответил он. - Сегодня в мире придают большое значения крупным кинофорумам, но мало кто обращает внимания на такие небольшие фестивали, где собираются люди, которые действительно любят кино. И не забывайте, что делать фестиваль в той же Вологде в десять раз сложнее, чем в Каннах. Я очень ценю работу команды VOICES, благодарен им за труд, они делают этот фестиваль для вас, чтобы вы смогли посмотреть хорошие фильмы.

По словам режиссёра, главным критерием в оценке конкурсных фильмов для него является личная эмоция, которую они могут вызвать. «Главное – это личность режиссёра, у него должен быть свой язык и свой стиль. Хочу увидеть человека, который вкладывает тело, душу, эмоции, чтобы показать весь мир наизнанку».

Бела Тарр в который раз подтвердил, что всё уже сказал снятыми им фильмами и возвращаться в кинорежиссуру больше не собирается. Теперь он занимается школой киномастерства, которая расположена в Сараево. Обучаться к нему поступают студенты из Исландии, Мексики, Японии, США, Франции, Испании и других стран: «В нашей школе несколько уровней обучения. Первый – теоретический – предполагает встречи с известными киномастерами. Они делятся опытом, проводят мастер-классы, рассказывают историю киноискусства своей страны. Следующий уровень обучения – практический, когда наши выпускники сами снимают кино. И я им помогаю как наставник. Заявки на обучение в школе поступают почти со всех уголков мира, только из России не было ещё ни одного желающего».

На вопрос, как он относится к сравнению своих фильмов с творчеством Андрея Тарковского, Бела Тарра ответил, что вряд ли продолжал традиции знаменитого советского кинорежиссёра. «Например, Тарковский был глубоко религиозным человеком, и дождь в его фильме всегда носил очищающий смысл. Я же другой, и дождь в моих фильмах вызывал просто грязь, которая делает жизнь тяжелее. Я прагматик, и совсем не религиозный человек. Но должен сказать, что мне нравятся многие фильмы Тарковского, особенно «Андрей Рублёв». Когда мне было 15-16 лет, я, кажется, посмотрел его раз десять подряд».

Герой Вармердама

Кадр из фильма Боргман
Фото: Festival de Cannes
Кадр из фильма Боргман

«Без зла жизнь невозможна, так же как и без добра», - считает Ян Бейвут, уроженец Фландрии, сыгравший главную роль в новейшем фильме Алекса ванн Вармердама «Возмутитель спокойствия» (Borgman).

Кафкианскую чёрную комедию «Возмутитель спокойствия» Алекса ван Вармердама по праву можно назвать одной из лучших в фильмографии этого культового нидерландского режиссёра. Не оставила она равнодушной и зрителей недавно завершившегося в Вологде IV международного фестиваля молодого европейского кино VOICES. После показа зрители не хотели отпускать исполнителя главной роли Яна Бейвута, который с удовольствием ответил на все вопросы зрителей и кинокритиков.

- Это моя первая работа с Вармердамом, и надеюсь, не последняя, - признался Ян. – Впервые с его творчеством я познакомился, когда мне было 19 лет, это были его первые постановки в театре и в кино. Они произвели на меня тогда очень большое впечатление. Позже я познакомился с ним лично в театральной компании, он даже приглашал меня поучаствовать в одном из своих спектаклей. Я тогда отказался, но обиды на меня Алекс не держал, и пригласил на кастинг для съёмок фильма «Возмутитель спокойствия». Поскольку у нас с ним общие взгляды на многие вещи, схожее чувство юмора, в этот раз я с радостью согласился.

- Почему в этом фильме героям так трудно противостоять злу?

- Дело в том, что добро и зло в жизни встречаются постоянно. Зло нельзя проигнорировать, так же, как и тот факт, что есть день, а есть ночь.

Я считаю нормальным, если после просмотра фильм вызывает массу вопросов. Подобные вопросы нередко возникают и у меня. И не страшно, если порой они могут вас раздражать или будоражить.

- Ян, вы производите впечатление очень жизнерадостного человека. Насколько трудно было вам погрузиться в тотальную атмосферу зла в фильме Вармердама?

- Меня лично эта история очень затянула, в ней много волнительного. Я полюбил её, и мне было интересно сыграть главного героя. До сих пор я больше играл в театре, чем в кино, а ведь отличия между этими видами искусства весьма существенные. В кино актёр заостряет своё воображение, но совсем не обязательно он должен сполна погрузиться в ту или иную роль. По крайней мере, таково моё ощущение.

Вообще, я 19 лет играл в театре с утра до вечера, и недавно ушёл из него потому, что захотелось заняться чем-то новым, посмотреть на мир как-то по-новому. Когда же Алекс предложил роль и дал сценарий, я просто дал волю своему воображению.

- Расскажите немного о себе. Например, о содержимом рюкзака, который вы всегда, как мы заметили, носите с собой. Когда приехавшего на VOICES другого нидерландского кинорежиссёра Йоса Стеллинга спросили, почему он иногда ходит с шляпой, тот ответил, что прячет под ней фальшивые усы. В вашем рюкзаке нечто подобное?

- Рюкзак – это мой дом (смеётся), он всегда должен быть у меня под рукой. Фальшивых усов в нём, конечно, нет, но компьютер, книги, одежда и некоторые другие необходимые вещи в нём имеются.

Олег Батурин Олег Батурин , Журналист и кинообозреватель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram