Арт-проект «Бирючий» - это инициатива запорожских коллекционеров и меценатов: основателей Союза исследователей современного искусства Геннадия Козуба, Василия Антонюка и Владимира Гулича, куратора галереи «Артзебс» (Запорожье), которые в 2006 году вместе с Сергеем Братковым, культовым фотографом украинского происхождения, придумали новый формат развлечения для художников, совмещающий работу и отдых. На фоне мероприятий коммерческого толка - пленеров в Гурзуфе или Ялте - «Бирючий» выглядит особенно привлекательным для художников: здесь нет «обязаловки» или навязчивой отчетности, поэтому из года в год они приезжают на симпозиум для общения в узком кругу, а в результате выдают на-гора работы - от живописи до арт-объектов и перфомансов, которые формируют довольно внушительных размеров набор артефактов современного искусства.
Таким образом, в 2009 году коллекция «Бирючего» достигла солидного размера и созданные за пять лет работы были показаны в столичном Институте проблем современного искусства. Тогда на выставке «Вариации Бирючий» продемонстрировали работы Сергея Браткова, Ильи Исупова, Вики Бегальской, Максима Мамсикова, Игоря Гусева, Рустема Мирзоева и других звезд современной арт-сцены. Для многих из них «Бирючий» стал началом нового этапа в творчестве. К слову, минималистичная живопись Максима Мамсикова на тему моря и пляжа родом как раз из «Бирючего».
Уже в 2012 году симпозиум из так называемой творческой дачи превратился в полноценную лабораторию и выставочную площадку, открывающую новые возможности не только для экспонирования произведений совриска, но и подталкивающую авторов по-новому обыгрывать пространство, тем более, что темой симпозиума этого года стало время как четвертое измерение, которая и без того провоцирует разного рода размышления: где мы сейчас и где хотим быть, почему нас тяготит прошлое и как найти баланс между осознанием здесь-сейчас и боязнью будущего? Поиски ответов на вопросы в ходе творческого процесса и дискуссий, интерактива - от соцсетей до видеоблога с главным вопросом симпозиума - «Зачем современное искусство?» в этом году, разумеется, вдохнули новую жизнь в проект.
Но главные метаморфозы произошли за счет расширения круга участников. Натурально это был эксперимент - пригласить не только резидентов «Бюрючего», но и еще не проверенных временем художников, немного сместить полюса и объединить стрит-артистов, перформеров, живописцев и тех молодых авторов, кто «пока не определился».
Например, фотограф из Донецка Анатолий Татаренко на «Бирючем» занялся живописью и одновременно наваял инсталляцию в духе Олега Кулика под названием «Белеет мой парус» с помощью проектора и хлопковых простыней. Киевский художник Алексей Сай, изобретатель EXEL ART, которое на основе Microsoft Office под другим углом смотрит на офисный мир, на «Бирючем» апробировал новую технику нанесения мазков и графических линий на холст - приспособив шуруповерт. А Мария Пасечник, прослывшая надеждой украинских арт-диллеров, вероятно, попробовала пойти путем Маши Шубиной и вместо своих привычных картин со стелажами из супермаркетов изобразила на холсте себя.
Николай Маценко, известный юморист и геральдист, по сути нарисовал герб «Бирючего» - работу под названием «Полуостров», изображающая вместо бирюка (буквально - одинокого волка) оленя, которых здесь хоть отбавляй. Никита Шаленый, лауреат премии PinchukArtCentre-2011, попробовал себя графити и придумал стенгазету - сострил, проводя аналогии между «Бирючим» и пионерлагерем, рассказывая о заповеднике или о первых осенних назойливых мухах. О них же в своих «Утренних мухах» не применул напомнить и графитчик Эпл315. Олег Тистол абсолютно буквально подошел к вопросу времени на «Бирючем» - создал серию работ под негласным названием «Время есть» («Бирюк-бар») - набор блюд, употребляемых участниками симпозиума изо дня в день.
Жанна Кадырова оказалась самой практичной и в соавторстве с Денисом Рубаном превратила остатки баллистической ракеты на территории пляжа в консервные банки «Кильки» и «Сардины», в «состав» которых вошли участники симпозиума. А московский медиа-артист Макс Роганов построил инсталляцию из мусорных баков и противопожарных принадлежностей, условно названую «Высадкой морского десанта». Его объекты в ночь перед открытием экспозиции были разрушены, что частично ответило на основной вопрос - «Зечем совриск?» - ведь если современное искусство не дает кому-то покоя, значит оно все еще делает свое дело.
Примечательно и то, что обычно «Бирючий» в процессе приобретает форму фестиваля. Каждый день музыкальные и мультимедийные проекты представляют группы, отдельные исполнители и даже оркестры. В этом году для узкого круга дал концерт квинтет «Мистерия» прямо перед своим отъездом на гастроли в Италию, а несколько лет назад Олег Скрипка приехал на полуостров в качестве гостя, но при этом пару дней выступал для участников симпозиума.
В общем, эксперимент можно считать удачным - он, как минимум, спровоцировал перемены и не исключено, что ознаменовал новый этап для художников и изменил форму функционирования «Бирючего» как такового: полновесная выставка прямо на фасадах бунгало, пресс-тур и сопутствующая программа из экскурсий, пляжных вечеринок и цельного музыкального проекта «Бирючий М Саун Лаб» диджеев Соколова, Мишукова, Эксперта и Макета, записи которого станут приложением к каталогу.
Именно каталог и выставка в Киеве в конце осени официально завершат «Бирючий‘012». Тогда и станет окончательно ясно, что произошло с долгоиграющим проектом, нешуточных масштабов и амбиций, ведь для промоушена и развития подобного рода событий документация и фиксация оказываются ключевыми пунктами.