Таким образом, вопрос «А нужна ли Украине люстрация – очищение власти?» – становится риторическим. Безусловно, да. Однако, это самое очищение не может быть выборочным и субъективным. Очищение должно быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО законным. И соответствовать опыту развитых демократий. Чтобы люстрация не превратилась в «охоту на ведьм» и не стала инструментом расправы с неугодными. Теперь уже в руках новой власти. Именно поэтому, Венецианская комиссия достаточно пристально рассматривала Закон Украины «Об очищении власти». А рассмотрев его, дала принципиальную и жесткую оценку: закон необходимо дорабатывать, т. к. он не вполне коррелируется с Конституцией Украины и нормами международного права. Более того, руководители Венецианской комиссии подчеркнули, что ряд положений Закона ущемляют права граждан. А это недопустимо для государства, стремящегося стать полноправным членом Европейского Союза. Присутствующие в зале заседаний представители нашего парламента и министр юстиции отчаянно пытались доказать европейским коллегам, что это политико-правовой документ, и что таковы сегодня в стране тенденции. Однако, переубедить европейцев не удалось. И я понимаю, почему.
Соглашусь с тем, что Закон об очищении власти может быть политико-правовым решением. Но только отчасти. Фундаментальной основой такого Закона должны быть объективные факторы, а не возможность субъективных суждений. И вот здесь возникает много вопросов в формулировках и определении категорий тех, кто должен быть люстрирован (читай, наказан).
Вопрос первый. Очищение кого? За что конкретно? Ответ, на первый взгляд, понятен. Очистить тех, кто служил «преступному режиму» и довел Украину до политического противостояния и экономического хаоса. Согласен. Но что есть такое «преступный режим»? Каковы его параметры и критерии. Почему руководитель какого-нибудь департамента в министерстве подлежит люстрации, а депутаты областных и городских советов – нет? Они что, не так «обслуживали прошлый преступный режим»? Сомневаюсь. Именно депутаты местных советов принимали множество преступных решений и грабили «подотчетные территории». Более того, а почему этот Закон не распространяется вообще на избираемые должности? В частности, на вновь избранных депутатов ВРУ. А среди них есть бывшие министры, губернаторы, организовывавшие отряды «титушек» и являющиеся непосредственными исполнителями репрессивной политики предыдущей власти. Сегодня они вновь «НЕПРИКАСАЕМЫЕ». Так же неприкасаемыми стали и многие из тех, кто голосовал в предыдущем Парламенте за «законы 16 января». Мне могут возразить, что их избрали люди. Я же считаю, что они не должны были иметь законного права вообще избираться. Подчеркиваю: законного права.
Далее. В нынешней редакции Закона прописана норма, по которой люстрации должны подвергнуться ВСЕ работники спецслужб, окончившие до 1991 года институт КГБ. А что, настоящими профессионалами Службы безопасности становятся выпускники консерватории? А разведке, контрразведке и другим премудростям обучают в других ВУЗах? Т.е., вновь попытка всех подвести «под одну гребенку», в зависимости от «полiтичної доцiльностi». Спрашивается, а что, такие специалисты, как Е. Марчук, В.Горбулин, А.Смешко и другие нам уже не нужны? Особенно в сегодняшнее время… В общем, думаю, что и эта норма должна быть откорректирована. Иначе, мы можем попросту уничтожить саму основу государственного аппарата. Помните? «До основания все разрушить. А потом…».
Государственная служба – это профессия, которой необходимо обучаться. Нельзя на всей касте управленцах госслужбы «ставить клеймо» преступников. Многие из них были вынуждены вмонтироваться в преступную систему. И работать по установленным правилам. Поэтому и «люстрировать», в первую очередь, необходимо систему.
Таким образом, «Закон об очищении власти» должен быть переработан и ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ нормам украинской Конституции и нормам международного права. А уголовные преступления должны рассматриваться вообще в другой плоскости и регулироваться другими Законами. Более того, люстрация, как показывает опыт Чехии и Польши, ни в коей мере не должна подменять собой реальную борьбу с коррупцией. Это другое направление деятельности государства и регулируется другими законодательными нормами. Вот здесь, как раз, нужна политическая воля, т.к. юридических инструментов достаточно.
Убежден, что разрушить и свергнуть старую систему можно путем революции. А создать и построить новую - можно исключительно прозрачным, открытым и законным путем. Чтобы сами принципы формирования новой структуры государственного управления не вызывали ни у кого подозрений.