ГлавнаяБлогиБлог Дарьи Бадьёр
Спецтема
Каннский кинофестиваль

Канны-2013: Соблазненные и брошенные

"Соблазенные и брошенные" - это название документального фильма Джеймса Тобака, и, в общем-то, краткое содержание многих фильмов, снятых за всю историю кино. Впрочем, называя свою ироническую задушевную беседу с Алеком Болдуином о превратностях современного кино, Тобак руководствовался другой ассоциацией (подсказанной Болдуином же): киноиндустрия - это любовник, который вас соблазняет, бросает, разбивая вам сердце, но вы все равно к нему возвращаетесь. 

Фото: Festival de Cannes

Фильм снимался ровно год назад, когда Тобак и Болдуин приехали в Канны на кинофестиваль. Перед этим они активно обсуждали свои взгляды на киноиндустрию, а когда выяснилось, что оба мыслят примерно в одном направлении - решили снять об этом кино.

Итак, в "Соблазненных и брошенных", показанных вне конкурса Канн-2013, Тобак и Болдуин ходят по Круазетт взад-вперед, заглядывая на огонек к кинокритикам, продюсерам, режиссерам и актерам, выпытывая у них мнения на злобу дня кинобизнеса. Кинокритики рассказывают, почему Каннский кинофестиваль - это важное событие (за две недели в мае показывают половину самых важных фильмов года), актеры - как им работается, режиссеры - как возили свои ранние фильмы в Канны и почему перестали (если перестали, как Коппола), продюсеры - как они не дадут Тобаку и Болдуину желаемых 20 млн долларов на фильм с Болдуином и Нив Кэмпбелл.

Собственно именно этот вопрос - денежный - занимает Тобака больше всего. Почему на одни фильмы выделяют деньги, на другие - нет? Почему бюджеты фильмов в Голливуде либо очень маленькие, либо очень большие? И почему, в конце концов, Нив Кэмпбел сложнее "продать", чем Джессику Честейн?

Второй по важности вопрос - и это, так или иначе проходит красной нитью через весь фильм - это страх смерти. Очевидно, подход к смерти и подход к деньгам для Тобака - в чем-то связанные вещи. Так, продюсеры умирать в ближайшие 60 лет не собираются, режиссеры к смерти готовы (особенно Полански, неудивительно), Честейн честно сказала, что еще хочет побыть мамой, а Гослинг рассказал про недоеденный стейк в рейсе самолета, наклонившегося во время турбулентности.

В итоге получился занятный, ироничный, но в чем-то все-таки очень грустный фильм о том, что кино - это вам не ваньку валять, особенно в Голливуде, особенно после кризиса, особенно - если ты хочешь снять политическую любовную драму на фоне войны в Ираке с Алеком Болдуином и Нив Кэмпбелл.

Фото: Festival de Cannes

У конкурсного "За канделябрами" Стивена Содерберга, кстати, примерно та же ситуация с деньгами. Большие голливудские продюсеры не хотели работать с этим фильмом из-за маленького бюджета, не рассчитанного на маркетинг, но вовремя подоспел канал HBO и спродюсировал картину о знаменитом пианисте и шоумене Либераче.

Либераче, великолепно сыгранный Майклом Дугласом, оправившимся после продолжительной борьбы с раком, - виртуозный пианист и шоумен 50-70-х годов в США. Он был самым высокооплачиваемым артистом на планете, если верить Википедии, но даже такой статус не позволил ему в открытую говорить о своей сексуальной ориентации.

Фильм Содерберга основан на романе "За канделябрами: Моя жизнь с Либераче" Скотта Торсона, бывшего любовником Либераче на протяжении 5 лет. Его играет Мэтт Дэймон, и это тоже одна из знаковых ролей в его карьере. Отношения между Скоттом и артистом были настолько близки, что Скотт выполнял все просьбы и прихоти своего благодетеля - даже сделал несколько пластических операций в угоду Либераче.

Впрочем, Скотт быстро привык к роскошной жизни, в которую попал после знакомства с пианистом, и подсел на кокаин. Либераче это, в свою очередь, надоело, и пара рассталась, не без неприятных судебных разбирательств, конечно же. Торсон недавно вышел из тюрьмы, где отсидел срок за хранение наркотиков, и лечится от рака, а Либераче умер от СПИДа в 1987 году.

Грустная история, но Содербергу удается рассказать ее без излюбленной Голливудом патетики. Там много юмора, харизмы Либераче-Дугласа, растерянного обаяния Скотта-Дэймона, отличных ролей второго плана, сусального золота и блесток. В целом, если фильм и будет последним в фильмографии Содерберга (во что с трудом верит, кажется, и сам режиссер), то это будет достойный финальный аккорд. 

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram