“Арго”, или “Операция Арго” в российском прокате ,– третий по счету полнометражный фильм Бена Аффлека, снятый им в качестве режиссера. Первые два – “Прощай, детка, прощай” и “Город воров” – также были высоко отмечены критиками, собрали неплохую кассу и в принципе окончательно подтвердили: актер, некогда ассоциировавшийся со “сладенькими” романтическими образами, наконец, вырос из ванильных штанишек и превратился в серьезного кинематографиста.
Мало кто помнит, что у Бена Аффлека уже есть “Оскар” – причем не за актерскую игру, а за сценарий, написанный совместно с его другом Мэттом Дэймоном к “Умнице Уиллу Хантингу”. А за актерскую игру Аффлек был отмечен Кубком Вольпи на Венецианском кинофестивале в 2006 году за главную роль в отличном фильме “Смерть Супермена”.
“Арго” стал серьезным вызовом маститым современным Голливудским режиссерам, с одной стороны, прижатым продюсерами, с другой – кризисом по части сценариев, а с третьей – извечными фобиями, вызванных политкорректностью. Аффлек, давно варящийся в котле большого американского кино, сумел всего этого – не столько из-за своего таланта (хотя ему мы, бесспорно, отдаем должное), сколько из-за адекватности сопродюсеров фильма – Джорджа Клуни и Гранта Хеслова, которые вместе сделали “Мартовские иды”, и “Безумный спецназ” (армейскую сатиру про солдат, которые могли убивать козлов одним взглядом). В итоге получился не то, чтобы гениальный, но крепко сколоченный политический триллер, основанный, как теперь любят, на реальных событиях.
Главный герой – агент ЦРУ Тони Мендес, занимающийся эвакуацией людей – а точнее – американских граждан – из самых горячих точек планеты. Ему предстоит эвакуировать шестерых работников американского посольства в Тегеране, скрывающихся от разъяренных революционеров, разбушевавшихся поздней осенью 1979-го. Для этого Мендес начинает сотрудничать с голливудскими продюсерами, дабы создать поддельный научно-фантастический фильм, за съемочную группу которого планируется выдать дипломатов. “Хочешь стать важной шишкой в Голливуде и при этом ничего не делать? Сойдешь за своего”, – говорит персонаж Джона Гудмена, и Голливуд начинает создавать подставной фильм.
Сложно сказать, почему именно “Арго” стал главным претендентом на “Оскар” в этом году. Если говорить откровенно, то, при всех своих достоинствах, это далеко не самый лучший фильм года. А какой самый лучший? Вот тут-то все и запнутся, потому что 2012-й, несмотря на рекордные кассовые сборы (по сравнению с другими пост-кризисными годами) и количество громких премьер, все-таки ничем стоящим в Голливуде не отличился.
Аффлек снял довольно стандартный голливудский фильм о патриотизме и о том, что “своих не бросают”. От банальности “Арго” спасают две вещи: реальные события, легшие в основу статьи в Wired, а затем и сценария, и ирония относительно Голливуда – уместная, но довольно-таки беззубая – ну кто будет кусать руку, которая тебя кормит.
Впрочем, все это – не более, чем критиканское брюзжание. При том, что в этом году у “Оскара” довольно слабый лайн-ап, “Арго” выглядит реальным спасением для тонущей в субъективизме, если не сказать, вкусовщине, Киноакадемии. Лобби Вайнштейнов в этом году тоже не слишком сильное – они проворонили нормальную раскрутку “Джанго” (и сами в этом признались), а “Дневник лучиков надежды” награждать не за что – в этом мы с вами недавно и сами убедились.
Посттравматический синдром
На порядок сильнее “Арго” выглядит его конкурент по основной номинации – новый фильм Кэтрин Бигелоу, три года назад получившей “Оскар” за своего “Повелителя бури”. Бигелоу – едва ли не единственный режиссер в Голливуде, снимающая мужское кино, а значит, кино, в принципе нивелирующее гендерные определения.
Ее “Повелитель бури” – история о подрывнике, который никак не может расстаться со своей профессией – очень интересно смотрелся рядом с “Аватаром” Джеймса Кэмерона (к слову, бывшего мужа Бигелоу). “Повелитель” – камерная, минималистичная драма о человеке, в сознании которого – постоянные боевые действия, а “Аватар” – детская, но довольно масштабная сказочка о пользе единения с природой.
Но проблемы “Цели номер один” – ее контроверсийность, хронометраж и американские психотравмы – не позволили фильму стать одним из главных претендентов на награды киноакадемиков. Хотя у него были все шансы. В отношении фильма Бигелоу инициировали расследование в Сенате – считается, что источником для фильма послужили истории некого агента ЦРУ, который вместе с шикарной историей подготовки спецслужб к убийству “террориста №1” мог разболтать и секреты нацбезопасности.
Сюжет “Цели номер один” строится вокруг аналитика ЦРУ по имени Майя (ее играет Джессика Честейн и мы надеемся, что за эту роль она таки получит “Оскар”), которая находится в центре десятилетней подготовки американских спецслужб к поимке и ликвидации Усамы бин Ладена. Майя не имеет личной жизни, у нее нет хобби, привязанностей, дурных привычек. Все, ради чего она живет – это убийство бин Ладена, после которого (я надеюсь, это не будет спойлером?) она даже не знает, что ей делать. Ровно как герой “Повелителя бури” в исполнении Джереми Реннера, после возвращения из Ирака не может справиться с повседневными решениями обычной жизни.
Представители спецслужб, некоторые кинематографисты и сенаторы США вменяли фильму Бигелоу пропаганду насилия, или хотя бы толерантное к нему отношение, которое якобы выказывалось в свете поимки террориста номер 1: мол, все средства хороши. На самом деле сцены пыток – хоть очень жестокие, но кинематограф знавал эпизоды и пожестче – занимают в “Цели” едва ли больше трети экранного времени.
Лично мне кажется сомнительным тот факт, что американцев возмутили пытки на экране - в конце концов, давайте вспомним, с каким упоением весь мир смотрел казнь Саддама Хусейна и Муаммара Каддафи. Кажется, что настоящей причиной возмущений стало объяснение действий спецслужб в отношении бин Ладена. Наверное, американской идеологии куда ближе вариант Бена Аффлека – ЦРУ просто не может по-другому, они патриоты своей страны и относятся к своим соотечественникам как к ближайшим родственникам. По Бигелоу, мотивация агентов ЦРУ и Майи, в частности, – это месть, блюдо которое бин Ладену подали холодным в ответ на теракты 11 сентября.
В каком-то смысле именно желанием отомстить делает персонажей “Цели номер один” более человечными, чем персонажи “Арго”. Тогда можно понять раздосадованность тех, кто узнал в Майе, или ее коллегах, себя самого.
Как бы то ни было, после длительных дискуссий о приемлемости насилия на экране, о том, правдоподобна ли история об одном человеке, якобы организовавшем операцию по ликвидации бин Ладена, заочная переписка Бигелоу, сценариста Марка Боала, агентов ЦРУ в отставке на страницах разных американских изданий, и прочего, и прочего успех “Цели номер один” оказался под угрозой – как в прокате, так и среди киноакадемиков.
Но мы будем надеяться на лучшее, а именно: на приз за сценарий и за главную женскую роль (за режиссуру Кэтрин Бигелоу, равно как и Бена Аффлека почему-то не номинировали). Проверим 24 февраля.