Мы еще будем детальнее изучать подводные камни грядущего “Оскара”, да и фильмы еще не все пересмотрены, но пока что – несколько первых впечатлений от списка номинантов.
1. Самый главный сюрприз на данный момент – режиссерская номинация. Там нет Тарантино, нет Бена Аффлека, нет Тома Хупера и нет Кэтрин Бигелоу – единственной женщины, которой пока что удавалось получить “Оскара” за режиссуру. Зато есть герой независимого кино Бен Зайтлин, снявший своих “Зверей дикого Юга”, которые получили призы в Санденсе и Каннах, есть Михаэль Ханеке со своей “Любовью” и зачем-то Дэвид О. Расселл, в котором вдруг разглядели великого режиссера. Остальные две позиции – за фаворитами, Спилбергом и Энгом Ли.
Спилбергу эта номинация досталась, видимо, в утешение после прошлого года, когда его “Боевую лошадь” прокатили по всем фронтам. А Энга Ли просто все за что-то очень любят: представьте себе, у него два “Золотых льва” из Венеции, два “Оскара” и два берлинских “Золотых медведя”. К слову, его “Жизнь Пи” как раз идет в кинотеатрах сейчас.
2. Три номинации “Мастеру” Пола Томаса Андерсона. Мы этот фильм еще не видели (он выходит у нас в прокат только в феврале), но заочно его любим. Несмотря на довольно радикальные высказывания режиссера в адрес Киноакадемии, фильм получил три номинации, и все актерские: Эми Адамс и Филипп Сеймур Хоффман за второстепенные роли, а хулиган Хоакин Феникс – за главную. Вряд ли он что-то получит, но это хотя бы похоже на порцию свежего воздуха.
3. Лучшая актриса в главной роли – самая прекрасная номинация, по-моему, из всех. Во-первых, она не такая предсказуемая, как мужская номинация (там “Оскар” уже поделен между Дэниелом Дэй-Льюисом и Хью Джекменом с перевесом в пользу первого, Джекмен все-таки слишком часто надевает леопардовые одежды). Во-вторых, разнообразие представленных работ действительно поражает.
Основное соперничество в этой номинации – между Джессикой Честейн и Дженнифер Лоуренс – актрисами, не так давно появившимся на “оскаровском” небосклоне, но уже успевших завоевать по крепкой армии поклонников. Появление рядом 85-летней Эммануэль Рива и 9-летней актрисы, чье имя скоро научится произносить вся планета (английская транскрипция выглядит так: /kwɛˈvɑːnzæne/), Куиванжане Уоллис, действительно радует.
4. Все-таки скандалы вокруг фильмов не всегда заканчиваются успехом. Грядущее расследование Сената, связанное с “Целью номер один” Кэтрин Бигелоу, явно сыграло свою роль в том, что фильм получил так мало номинаций с реальным шансом взять “Оскар” только по одной из них (я говорю о Джессике Честейн). Было бы очень интересно посмотреть на противостояние Бигелоу и Спилберга (как это было в 2010, когда она соревновалась с Джеймсом Кэмероном, своим бывшим мужем), но, видимо, не судьба. Оба режиссера сняли знаковые для Америки фильмы, совершенно, к слову, не экспортируемые в другие прокаты, но Спилберг в этом году все-таки главный фаворит.
5. Категория “Лучший иностранный фильм” обошлась без Украины (что, в общем-то, совсем неудивительно). Мы, к слову, угадали троих номинантов из пяти, “Королевский роман” и “Кон-тики” заменили Киноакадемикам “Барбару” и “Цезаря”. Но фаворит тут очевидный – “Любовь” Михаэля Ханеке, лауреат “Золотой пальмовой ветви” Канн и фигурант других “оскаровских” номинаций: “Лучший режиссер”, “Лучшая актриса” и “Лучший оригинальный сценарий”.
Кстати, неанглоязычный фильм уже давненько не номинировался на лучший фильм года – в последний раз это было 12 лет назад и это был фильм Энга Ли “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”.
6. Обидно за Тома Харди, который в этом году просто-таки пахал, за Хавьера Бардема, которого зря обделили, и за Мэтью МакКонахи, у которого в этом году целых пять отличных ролей. Обидно за операторскую работу в “Мастере”, которую, судя только по трейлеру, нужно было отметить хотя бы номинацией. Обидно за то, что киноакадемики настолько увлекутся “Жизнью Пи”, что в десятый раз прокатят Роджера Дикинса, сделавшего неудобоваримую кашу последнего фильма про Бонда смотрибельной (у человека это уже 10-ая номинация и ни одного приза). Непонятно, чем не понравилась “Петля времени”, не говоря уже о том, что у Леонардо Ди Каприо скоро приключится депрессия от того, какой несправедливый мир вокруг (хотя, есть все шансы, что в следующем году его номинируют аж за два фильма).
Как бы то ни было, до вручения “Оскаров” осталось полтора месяца, и мы обещаем рассказывать вам все самое интересное, что происходит на ниве раздачи слонов в Голливуде – всякие злорадные сплетни по поводу аутсайдеров Вайнштейнов или Вачовски, всякого рода прогнозы, рецензии на номинантов, песни и пляски. Как говорится, не переключайтесь.