«День расплаты» - третий фильм этого режиссера, снят он был в 2003 году и собрал очень хороший актерский состав: тут вам и Пол Беттани, и Уиллем Дефо, и Брайан Кокс, и Венсан Кассель, и даже юный Том Харди (зловещий Бэйн из последнего Бэтмена).
Место действия: Англия XIV века. Пол Беттани играет молодого священника, который в силу определенных обстоятельсв вынужден сбежать из родного города. Он примыкает к труппе бродячих артистов, которые ставят спектакли по мотивам библейских историй. В один прекрасный день они приходят в город, где застают суд над ведьмой: ту подозревают в убийстве мальчика. Осуждаемая женщина – немая знахарка, и не может за себя постоять на суде (да и мнение ее, в общем-то, мало кого интересует).
Правосудие, по местным меркам, торжествует, ее приговаривают к сожжению на костре, унылые местные жители, никак почему-то по этому поводу не приободрившись, разбредаются по домам.
Тем временем артисты располагаются на местном сеновале и готовятся к спектаклю. Но обычно волнующая умы и завораживающая взоры постановка о сотворении мира не имеет успеха у жителей городка. Тогда худрук труппы (Уиллем Дефо) пишет новую пьесу, которая, по его мнению, более близка местным театралам: о мальчике, которого убила ведьма. В результате привыкшие к библейским фабулам актеры разыгрывают сцены «об алчности, искушении и смертном грехе», о том, как невинный мальчик, поддавшись искушению, свернул с тропы добродетели и в итоге встретил свою смерть. Когда доходит до кульминации и мальчик встречает злую ведьму на дороге, зрителей начинает вскрывать: «Все было не так!», «Ей бы не хватило сил свернуть ему шею, он был большим для своих лет и сильным, как бык», «Покажите нам пьесу о других мальчиках». Приходит охрана лорда, разгоняет разбушевавшихся зрителей по домам, актеров просит уйти восвояси, а местный священник срочно куда-то сбегает.
Бывший священник дефис актер, гонимый чувством вины за прошлые поступки, затевает расследование, в ходе которого выясняется, что действительно существовали другие мальчики, чья смерть так же таинственна и не связанна с их становлением на путь греха, а связана с местным лордом (местную власть в лице лорда демонизировали до такой степени, что пригласили Венсана Касселя на эту роль).
Узнал ли бы кто-нибудь, кроме местных жителей, запуганных властью, и представителей власти, стоящей выше лорда (они были в курсе и долгое время закрывали на это глаза), истинную причину смерти мальчиков в этом и соседних городках, если бы не театральная постановка? Осмелились бы жители города обнародовать причины смертей своих детей, если бы не «неправильная» театральная постановка? Кто в курсе истории социальных отношений, тот знает ответ: нет.
Что если сила искусства заключается именно во вскрытии если не истинных смыслов происходящего, то неочевидных для глаза многих связей и символов, в их наиболее актуальной интерпретации? И где, наконец, грань между искусством и политическим действием? Своими постановками про убитого мальчика артисты из фильма не только совершили акт искусства, но и залезли в сферу политики, за что и поплатились впоследствии.
Как видите, простой фильм о бродячих артистах в средневековой Англии поднимает целую кучу вопросов, за это я его, в общем-то, и люблю. Его часто показывают по кабельному, если что.
Но к чему все это? К тому, что если вы до сих пор не определились со своим отношением к делу Pussy Riot, то, возможно, «День расплаты» вам поможет. Хоть я и пересказала добрую часть сюжета, но интрига там еще осталась – старалась не сильно наспойлерить. Тут арифметика простая: или вы на стороне странной компании, состоящей из беглого священника, бродячих артистов и немой знахарки, или на стороне лорда. Ху из ху в этом уравнении – вычислить тоже несложно. Приятного просмотра.