Я попробую формализовать несколько способов минимизации НДС в системе.
Вариант 1. Льгота НДС сельхозпроизводителю
Схему можно описать так.
Производитель купил топливо-сырье условно за 150 единиц и получил налогового кредита (НК) в размере 25 единиц. Производитель продает свою продукцию трейдеру за 300 и получает налоговые обязательства (НО) в 50 единиц. Затем трейдер продает за границу за 320. Итог - у производителя 25 НДС внутреннего, а у трейдера 50 НК к возмещению. Государство по льготе прощает НДС сельхозпроизводителю. Итог - вместо первичных 25НК - государство должно возместить 50НК. Но ведь оно не любит этого делать и обычно трейдеры сельхозпродукции получают вместо живых денег НДС облигации и продают их с дисконтом 10-15%. Но всё равно остаются в выигрыше. Но есть еще более выгодная вещь - начать этот налоговый кредит передавать своим же компаниям, у которых положительный НДС по итогу. Фактически в таком случае льгота по НДС выступает налоговой ямой.
Государство минимизировало такого рода махинации по НДС, установив по части зерновых НДС = 0. Тогда это не позволяет делать такую яму, но общая возможность существует и поэтому отмена льгот НДС сельхозпроизводителям стоит на повестке дня. Думаю что снижение затрат на фонд оплаты труда и налог на распределённую прибыль могут стать нормальной альтернативой льгот для сельхоз отрасли.
Вариант 2. Продажа продукции через фоп-юр лицо на третьей группе
Схему можно описать так.
Производство понесло материальных затрат на 120 грв и получило НК - 20. Оно свою продукцию продает за 120, НО - 20. Оптовая торговля продажа 120 лицу на Едином налоге, НК- 20 НО - 20. Розничная продажа - 300 налог с оборота 4%, либо 0 (если через множество ФОП 2-й группы). Итого бюджет получает 0-12 грв вместо 30 НДС. Вот такая арифметика. Потом следует возврат нала в общую копилку и распределение денег по цепочке назад, в том числе для финансирования теневых зарплат. Схема хороша еще тем, что налог на прибыль = 0 также по всей цепочке, поскольку вся прибыль делается на последнем этапе, где нет налога на прибыль. Более того, этот способ - это еще позволяет платить теневые зарплаты.
Методов закрытия такой оптимизации может быть несколько :
1) Налог с оборота в общей системе - есть пока мнение его не использовать.
2) Повышенная ставка единого налога при торговле без режима НДС. В случае ставки 10% без НДС - общая налоговая нагрузка становится равной 30 грв, вместо текущих 12 и это выравнивает налоговую нагрузку по обоим схемам и делает вопрос продажи через единщиков - гораздо менее выгодным занятием. Выгода получается только в случае, когда маржа очень высока.
Остается закрыть дыру при продаже через фоп 1-2 групп, которые налог с оборота не платят. Нужно решение!
Вариант 3. Продажа товара в теневую экономику
Довольно проста по своей сути. Предприятие легально купило товар, получив скажем, 100 единиц НК и затем продало его в теневую экономику за наличку. Налоговые обязательства при этом у продавца = 0. А налоговых кредит - есть. Что будет делать такое предприятие, чтобы минимизировать налоговые проверки? - штамповать налоговые обязательства либо в виде оказания фиктивных услуг или в виде фиктивной продажи товара повторно. Фактически это типовая налоговая яма, которая продает свой налоговый кредит. Как бороться? НДС счета? Разве они помогают в этом случае - мне пока сомнительно. Но может меня кто-то убедит в обратном? Возможным средством выявления такого рода ситуаций мог бы служить контроль баланса по запасам при сдаче отчетности по НДС. Если такая компания продает НК через услуги, то на ней зависают запасы в балансе. Если такая компания продает НК товарами - то они будут зависать у покупателя. Но в общем смысле проблема большая. Такая продажа в теневую экономику позволяет разрешить еще 1 проблему. Закупку контрабанды и продажу ее через легальную экономику. Тогда продажи товара в теневую экономику - делают подушку (выравнивание) для налогового кредита и налогового обязательства, что фактически переводит часть продаж в чистую теневую экономику.
Я не вижу, что НДС-счета решают хоть одну из этих проблем. Какие же проблемы они решают по задумке Минфина? Вопрос остается открытым.
Но здесь есть несколько веских замечаний. Что проще: минимизировать объем теневой экономики на таможне или во всех торговых точках сети Украины? Ответ думаю очевиден. Ведь минимизация ввоза контрабанды ведет к усложнению реализации легально купленного товара в теневую экономику. Но похоже наше правительство не ищет легких путей. Попытка заставить всех купить Рро - выглядит скорее как попытка решать проблему изначально способом, который многократно сложнее и в добавок несет еще и дополнительные затраты мелкому бизнесу. Что это? Целенаправленная политика на разрушение бизнеса или что-то другое?