В результате мы постоянно наблюдаем удивительную ситуацию, когда любая, даже самая маленькая проблема, например, починка трубы или отопительного котла, из рутинного явления превращается в борьбу Добра и Зла. А поскольку Зло, благодаря лучшей организации, в XXI веке побеждает значительно чаще, эти маленькие проблемы тянут государство ко дну.
Сегодня, к примеру, порожденный этой тенденцией уровень энергетической зависимости, «воспитанный» на когда-то дешевых энергоресурсах, априори ставит государство в «неудобное положение» при любых международных переговорах.
За 20 лет независимости на программы по энергоэффективности потратили совокупно свыше 100 миллиардов долларов, именно такие подсчеты видел у СКМ, но реальный результат страна так и не показала. Сложно объяснить наше безудержное расточительство даже тогда, когда тысяча кубометров газа стоила $100. Сейчас же, когда цена газа превышает $400, это находится за гранью понимания.
Сегодня потери тепла в теплосетях жилищного фонда и в бюджетном секторе Киевской области достигают 50%. В рейтинге энергоэффективности британской исследовательской компании The Economist Intelligence Unit среди 30 европейских столиц Киев занял последнюю строчку, набрав 0 баллов из 10 возможных. Желание придать системе энергопотребления цивилизованную форму назрело давно, но дойти до реального дела удавалось фрагментарно. Комплексные преобразования невозможны без комплексного видения проблемы.
Любая реформа имеет три составных части: философию, психологию и только потом технологию. В чем заключаются первые две?
Несмотря на то, что Украина уже прошла солидный отрезок тернистого пути навстречу к европейским горизонтам, мы все еще живем по принципиально другим правилам. В чем заключается проблема? В нашем понимании. Основными жизненно важными ресурсами население должно обеспечивать государство.
Когда люди получают так называемое централизованное «чиновничье тепло» по трубам, они находятся на остром тепловом крючке изменчивой политики. 20 лет назад говорили: если не пойдете в ЖЭК, замёрзнете зимой. 5 лет назад грозили: если плохо проголосуете – тепла не будет.
В Европе – наоборот. Там все построено таким образом, что люди значительно меньше зависят от чиновников и больше полагаются на себя. Там все чаще встречаются так называемые автономные дома. Недавно вернулся из Будапешта, видел новую сеть районов. Жители получают из «центра» только электричество. Остальным - водой и теплом - люди обеспечивают себя сами через собственные котельные и скважины.
Уверен, одна из задач местного самоуправления заключается именно в устранении лишних предметов договора, контактов между властью и гражданином. И если есть потенциальная возможность сделать гражданина максимально независимым от центра – ею нужно воспользоваться.
Как психология, так и философия должны воплотиться в конкретных технологических подходах. Именно такие механизмы были заложены в основу «Программы энергосбережения Киевской области с 2009 по 2013 год» в бюджетном и жилищно-коммунальном секторе. За счет принципиального обновления системы область могла бы за 4 года сократить потребление энергоресурсов на 36-40%, что само собой отразилось бы в масштабах общенациональной успешности.
Суть проекта заключается в индивидуальном подходе к каждому району и городу. Например, в Белой Церкви можем сделать ставку на солнечную энергетику, здесь же мы можем производить все необходимое оборудование. А это стимулирует развитие производства, экономический рост региона и, соответственно, доходную часть госбюджета. В других районах рационально отапливаться пелетами, где-то достаточно просто заменить, а не бесконечно «модернизировать» старый отопительный котел.
На пути достижения успеха главную скрипку играет четкий контроль выполнения всех инициатив. Здесь немаловажно, чтобы все местные чиновники по исполнительной линии власти сократили «дистанцию отрыва» от людей. Они должны быть, безусловно, подконтрольны людям, в чьих интересах они работают, то есть громаде. Плюс, в структуре каждого коммунального предприятия должно работать специальное управление по энергоэффективности.
Общая стоимость программы - порядка 166 миллионов долларов. Срок окупаемости - не более 7 лет. Но реализовать этот проект собственными силами область не в состоянии. Проблема связана не столько с отсутствием средств, сколько с существующей моделью финансовых взаимоотношений «регионы-центр». Киевская область, например, в 2010 году собрала более 10 миллиардов гривен, а бюджет утвердили только на 2,3 миллиарда.
Если рассматривать подходы к энергоэффективности на общегосударственном уровне, то здесь нужно в принципе расширить горизонты восприятия темы и выйти за узкие экономические рамки. Иногда нужно проводить глобальную инвентаризацию не только труб, но и умов. Потому что наибольший источник экономии, так или иначе, заключается в человеческих мозгах.
В этом плане особенно поражают некоторые смелые и нестандартные идеи. Недавно слышал рассказ о международном аэропорте в Чикаго, где для производства тепла частично используют энергию…воздушных потоков.
Украина совершенно игнорирует это направление. Наших ученых с большей вероятностью можно встретить в лабораториях ЕС, чем на родине. Может быть, завтра они придумали бы, как отопить всю страну дождевыми червями? По-моему, Ницше говорил, что судьба больно бьет тех, кто игнорирует банальные вещи. Но готов поспорить на что угодно: еще меньше она считается с теми, кто пренебрегает вещами оригинальными.
Прогрессивность решений, индивидуальный подход и четкий контроль позволит в масштабах всего государства построить эффективную систему, которая будет работать и на людей, и на государство. Иначе будем, как и раньше, наблюдать отчаянный крен в пользу отдельных чиновников, который напоминает исключительно жизненный анекдот. Ад, двое чертей жарят на вертеле начальника ЖЕКа. Один второго спрашивает: ты зачем его так быстро крутишь? Тот отвечает: если буду крутить медленнее, он будет уголь воровать.