То есть мы станем меньше, чем были всегда с 1992 года. И самое опасное в том, что люди не верят в то, что будут Кабмином А.Яценюка проводиться экономические реформы, и будет на это политическая воля. Но откладывать эти реформы категорически нельзя ни на год, ни на два. Ведь инвестиционный климат у нас сейчас не просто плохой, а очень плохой. И не только потому, что нет прямых иностранных инвестиций (это всего лишь один из индикаторов недоверия к экономической политике правительства), а прежде всего из-за отсутствия внутри страны частных инвестиций и бизнес-усилий. Что это такое? Это когда в стране, если создан благоприятный инвестиционный климат, бизнесмены готовы рисковать, объединять финансовые ресурсы и реализовывать различные инвестиционные проекты в Украине. Как это, например, было в конце не только лихих, но и реформаторских 90-х годов. Сейчас у нас крайне недостаточно таких инициатив. Что делать? В текущей ситуации такую инициативу взяли на себя участники инвестиционных фондов, находящихся под управлением КУА «Украинский капитал», в частности, закрытого не диверсифицированного корпоративного инвестфонда «Инновейшн кэпитал» и эксперты Института развития экономики Украины.
Сегодня мы выделили три драйвера экономического роста в стране: во-первых, наращивание экспорта; во-вторых, увеличение потребительского спроса; в-третьих, инвестиционная активность. Почему именно эти драйверы? Потому что после девальвации гривны, после того, как сильно подешевели наши издержки, а труд наших работников и специалистов стал еще дешевле, нам нужны инвестиционные ресурсы в экономику Украины. А их нет. И для этого, пожалуй, ничего не делают ни Н.Яресько, ни А.Абромавичус.
Но и в стороне оставаться мы больше не можем. Мы хорошо понимаем, что должны помогать властям принимать решения по инвестициям. Наши компании и инвестиционные фонды, откровенно говоря, могут это делать, а могут и не делать. Но почему мы должны именно у себя в Украине инвестировать? Сразу хочу заметить, что принимая такие решения, предприниматели обычно сравнивают две вещи: во-первых, возвратный капитал и, во-вторых, имеющиеся риски.
Как известно, возвратный капитал во многом обеспечивается снижением издержек. Но это не только курсовая политика, это также и контроль над тарифами, и надзор, и регуляторная политика, прочие обременения для бизнеса. В отношении же рисков, особенно в нынешнем положении Украины, инвестор должен уметь прогнозировать и верить в прозрачность отношений с нашими властями, верить в то, что слово чиновника не будет расходиться с его делами. Например, если в течение года-двух власти обещали не изменять налоговый режим, значит, так и будет, несмотря ни на какие бюджетные проблемы.
При этом важно и самим властям помогать инвесторам эти риски как бы облегчать. Именно облегчение различных рисков для бизнеса – это и есть институциональная политика государства. Для этого и надо создавать в Украине соответствующие институты, чтобы разделить бремя рисков. Так, риски можно разделить технически (бюджетные гарантии, субсидирование процентных ставок и т.д.), а можно – фундаментально (защита прав собственности, справедливая судебная система и т.д.).
Но главное, о чем инвесторы не устают повторять: в сегодняшней Украине для всех очень важны мир и низкие налоги. Всё остальное сделает естественный ход событий.