Что в образовании происходит: государство все меньше платит за обучение граждан, и граждане все больше платят за себя. Об этом свидетельствует огромный спрос на обучательные услуги. Украинцы после относительно бесплатной школы и ВУЗов готовы платить и платят за всевозможные курсы и программы. Уже сейчас в одном Киеве одновременно проходят сотни, если не тысячи обучающих групп: по психотерапии, вождению, ораторскому мастерству, проджект-менеджменту, театральному искусству, йоге, программированию, живописи, дзюдо, польскому языку, диджитал-маркетингу, французскому языку и так далее, и тому подобное. И это еще не говоря о языке английском. И это еще не говоря об индивидуальном обучении. На все эти курсы, на все эти уроки люди несут деньги – с каждым днем все больше. Толковым учителям все меньше смысла работать в государственных учреждениях. Преподаватели того же английского продолжают ходить в школы только потому, что ученики потом ходят на репетиторство. 400 грн – столько зарабатывает учитель в школе в день, и столько же он может зарабатать за одно индивидуальное занятие на дому.
Все больше учителей переходят на рыночные отношения, и так образование становится фактически платным. За ненужные знания платит государство. За нужные умения люди платят сами.
Профессиональное обучение по факту давно вернуло средневековую форму. Мой механик на СТО берет в подмастерья пацанов, и те за недорого делают простую рутинную работу – чтобы научиться делать более дорогую. Знакомый фотограф так работает с учениками. Я брал в подмайстерья тех, кто желал научиться писать, и они готовили черновые тексты – чтобы со временем выдавать все более качественные. И так делают опытные облицовщики, каменщики, сантехники – редкие ПТУ сейчас выпускают готовых специалистов. Так умения получают чуть ли не все работники.
А завтра-послезавтра все, кто умеет чему-то полезному научить, будут обучать за деньги. Даже чтобы научиться делать уколы, девочки будут ходить не в медучилища, а к преподавательницам, которые в этих же медучилищах будут арендовать кабинеты. Да, это будет за деньги. Зато и за хорошо сделанные уколы клиенты будут потом готовы платить – вложения окупятся.
Когда среди учителей начнется реальная конкуренция, можно будет говорить о реальном рынке. Тогда и преподавательский бизнес станет выгодным. И качественные преподаватели заживут зажиточно, а профессия педагога вернет свой престиж.
Такая перспектива особенно интересна тем, кто может делиться опытом. Если хорошо передавать умения, то можно меньше беспокоиться о пенсии. Способность менять знания на деньги куда надежнее, сытнее и достойнее, чем ожидать на очередную государственную подачку.
А как же государственные школы, техникумы, ВУЗы? - спросите вы. Вот и я задумываюсь, как. Но главное – зачем?