Невозможно рассматривать рынок труда оторвано от новых политических и экономических реалий, процессов, которые меняют карту взаимоотношений на мировой арене, где Украина является одной из важных точек пересечения интересов мировых элит. Условия, которые на нынешнем этапе задают тон будущим изменениям глобальной экономики:
- тенденция спадов на глобальном рынке, без явных предпосылок стабилизации и будущего роста экономик; в том числе перспектива роста занятости для многих стран ухудшается (за данными МОТ);
- захват территорий и рынков с последующим закреплением на них и установлением новых экономических правил;
- изоляция некоторых рынков, отраслей, компаний;
- изменение существующих и построение новых отношений на рынках (правил игры);
- изменения социальных запросов и стандартов.
Ловушка, в которую глобальные мировые игроки завели сами себя, рано или поздно приведет к изменению ситуации в кардинально противоположном направлении. Кто выиграет по результатам - еще большой вопрос, но Украина уже сегодня должна минимизировать риски, связанные с экономическим спадом, заложив при этом надежный фундамент для будущего своего развития. В программе правительства на 2015 год много внимания уделяется сокращениям издержек, урезать бюджетные статьи, но мало тому, как правительство планирует минимизировать падение экономики, стимулировать ее развитие и создавать условия для роста занятости населения. Политика уменьшения издержек без закладывания предпосылок для наполнения бюджета через стимулирование роста экономики, самозанятости и создания новых рабочих мест - это путь в никуда.
Наша страна столкнулась с тем, что вышеуказанные тенденции очень остро проявились, и часть территории страны стала ареной боевых действий. Украина оказалась в ситуации при которой:
1. произошло накладывание нескольких волн спада одновременно (экономический кризис с 2008 года, политический и социально-экономический - с конца 2013 года);
2. аннексия Крыма, а также захват ресурсов, бизнесов, собственности;
3. дестабилизация и военные действия на востоке страны;
4. постоянная угроза эскалация военных действий;
5. закрытие и изоляция некоторых рынков;
6. разрыв экономических связей и коопераций с некоторыми странами;
7. установление новых правил экономического взаимодействия и сотрудничества с другими;
8. увеличение числа внутренний миграции, перемещение переселенцев и беженцев со захваченных территорий и территорий где идут военные действия;
9. всплеск патриотизма, чувства национальной идентичности;
10. стремительное развитие системы волонтерства;
11. рост осознания ответственности за собственную жизнь, жизнь окружающих, жизнь и будущие все всей страны;
12. резкое понижение социальных стандартов и увеличение социальных ожиданий.
Как результат, мы перешли на новый этап защиты и развития страны. Причем не сначала защиты, а потом развития - а на этап одновременного отстаивания целостности государства и создания и проведения взвешенных реформ, закладывающих основы для выхода из многопрофильного кризиса и будущего развития. Основные аспекты, от которых мы отталкиваемся.
Во-первых: отсутствие единой позиции власти на ситуацию в стране, когда она не говорит открыто с населением о том, какое реальное положении дел и какое возможное будущее. Прогнозировать или планировать что-либо для гражданина Украины перестает быть реальностью. То, что страна находится на переломном этапе своего развития и в состоянии неоглашенной войны, для большинства населения стало понятно. Но как при этом жить и планировать свою жизнь, начиная от обычного гражданина, заканчивая крупным бизнесом? Прогнозировать экономическую ситуацию достаточно сложно даже на ближайшие месяцы, а для бизнеса, который один из основных игроков на рынке труда, сейчас период принятия и утверждения бюджетов на следующий год.
Во-вторых: вопрос аннексии Крыма, захвата ресурсов страны Украины, а также предприятий, собственности населения - это еще больший и серьезный вызов для мировых экспертов с международного хозяйственного права. Мы думаем, что в скором будущем будет большое число исков по восстановлению в правах, компенсациях неустоек, рисков и потерь как для всего государства Украина, так и для отдельно взятых собственников и простых граждан. Основанием для этого следует то, что статус Крыма не является признанным мировым сообществом;
В-третьих: захват территорий привел к резкому экономическому спаду, часть предприятий прекратила свою работу до периода стабилизации ситуации, некоторые разрушены и требуют восстановления, достаточно серьезно разрушена инфраструктура городов и поселков, которые оказались в гуще военных действий, часть населения покинули свои обжитые места, значительная часть деморализована, нуждается в просвещении, помощи и поддержке.
В-четвертых: грядет новая волна мобилизации, это приводит к тому, что часть работоспособных людей будет задействована в военных действия, охраны территорий, обеспечения фронта.
В-пятых: переселенцы и беженцы с других территорий нуждаются в социальной помощи, предоставлении минимальных хотя бы социальных гарантий, психологической помощи – основ для уверенности в будущем.
В-шестых: в стране появилась категория участников АТО, пострадавших и погибших на фронте. Как участники АТО, так и волонтеры, их семьи нуждаются в реабилитации и психологической поддержке, обеспечении социальных гарантий со стороны государства.
Совокупность этих факторов приводит только к углублению экономического кризиса и стагнации в стране. Некоторые компании вывели свои производственные площадки и офисы с Крыма и востока Украины. Некоторые перешли или в процессе перерегистрации, некоторые приостановили работу или ушли с рынка полностью. При этом только очень не значительной части персонала было предложено перейти в другие региональные подразделения, персонал зачастую соглашался даже если при это было понижения в должности или заработной плате и социальном пакете. Часть персонала высвободилась из компаний и малого и среднего бизнеса из-за мобилизации, учитывая тот факт, что в КЗоТе и в Законе Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» не предусмотрено сохранение рабочего места за сотрудником, который был мобилизован, только приоритет в трудоустройстве на должность, что занимал раньше. Соответственно новые вакансии (не плановые) могут открываться по причине замены персонала. Возвратятся ли все мобилизованные на свои рабочие места? В большинстве случаев, скорее всего, нет по ряду причин:
- значительная часть людей, попадая в сложные и экстремальные условия - а военные действия являются таковыми - переосмыслят свою жизнь, будут строить новые планы, захотят иной реализации, захотят попробовать себя в новых профессиях или стать предпринимателем;
- часть мобилизованных получат новые специальности, узкие и необходимые, или раздвинут новые навыки, которые можно приобрести только в данных условиях. А соответственно и после военных действий, в мирной жизни, будут хотеть и дальше продолжать работу в данном направлении в силовых структурах или в гражданских;
- часть рабочих мест, где работали раньше, могут перестать существовать, по результатам реструктуризации организаций или их ликвидации, на старое рабочее место просто не будет куда возвращаться;
- часть населения будет частично или полностью нетрудоспособна, погибнет в результате полученных травм и увечий, это к сожалению последствие всех боевых конфликтов.
С одной стороны это приведет к предпосылкам к увеличению вакансий, с другой к высоким требования к кандидат по данным вакансиям, ведь значительная часть мобилизованных это люди у которых уже сложилась карьера и которых хороший профессиональный опыт.
Если рассмотреть более детально вопрос влияния внутренних переселенцев на рынок труда, то на наше убеждение важно отметить следующие. Часть тех кто переехал это женщины, дети, старики, есть конечно и достаточно не мало и мужчин. Если опираться на официальную позицию правительства страны, что мобилизация будет происходит равномерно со всех областей, то скорее всего часть мужчин из востока Украины задействовании в защиты территорий. Еще есть и большой социально-психологический фактор, то что люди из центральной и западной Украины которые радостно изначально принимали беженцев и переселенцев, сейчас очень четко озвучивают два тезиса: «несправедливо что мужчины из востока страны бегут к нам, а их регион и родную землю должны защищать и гибнут наши дети с других регионах, мужчины с востока должны оставаться и защищать свои дома и свою землю вмести с мужчинами с других регионов Украины», а также то «мы изначально беженцам и переселенцам помогли, а дальше они не должны ждать и требовать полного социального обеспечения со стороны государства и местных властей куда они переехали, а должны сами на себя зарабатывать». Для того что бы не было социальных дисбалансов, государство, местные власти и население должны разделять социальную ответственность между собой. Экономика Украины находится в таком состоянии что покрыть все вызовы и затраты на социальные программы просто не реально. Решение данного рода вопросов возможно только сообща, через распределение ответственности и активной позиции личной ответственности за себя, близких и государства.
Основные риски, которые будет влиять на рынок труда:
1. Длительность, сложность и последствия боевых действий, (в проект бюджета на 2015 год закладывают военный налог, правительство понимает что война будет до 2016 года?);
2. Уровень экономического спада, по результатам проведенных исследований каждый второй работодатель в стране ощущает негативные воздействия последствий ситуации что происходит в стране, и каждый десятый на краю замораживания или закрытия деятельности. По результатам проведенного опроса (HR-прогнозы 2015) 42% компаний планируют сократить численность персонала на 20; 38% не планируют изменить численность, и только 20% респондентов прогнозируют увеличения штата на 10%. О развитии бизнеса думаю и говорят только единицы компаний, зачастую ставят цель сохранить стабилизации и укрепления позиций.
3. Уровень внешний и внутренней миграции. На уровень числа тех, кто сейчас рассматривает вариант выезда из Украины, влияет два ключевых момента, первое то что в период экономического спада на глобальном рынке, переезд в другую страну не всегда даст возможность иметь тот же уровень благополучия и социального статуса, за частую приходится начинать все сначала, к чему склона больше молодежь и люди среднего возраста, вот люди более зрелого возраста не всегда готовы к этому. Другое это то что на фоне повышения уровня патриотизма и национального сознания значительная часть людей не хочет уезжать, а наоборот будучи социально активными присоединяется или создает новые социальные движения начинает работать на благо страны и связывает свое будущие с Украиной. На уровень внутренней миграции сейчас также влияет несколько ключевых факторов: в Украине за данными исследований 35% населения переезжает с меньшего населенного пункта в большие и только 7% готовы ехать с больших городов в меньшие; соответственно основная часть переселенцев и беженцев сейчас сосредоточена в больших городах, с надеждой на то что в городе проще получить социальную защиту и найти работу.
4. Текущее состояние рынка труда. С сентября, с начала бизнес сезона резкого сокращения персонала пока не наблюдается, при этом меры предосторожности уже начинают компании принимать. Четко прослеживаются тенденции к объединению и укрупнению. При этом такого рода решения все же приводят к сокращению рабочих мест, высвобождение персонала небольшими группами и командами. Осенью заметный стал рост вакансий на западной Украине, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, а также в центральных областях Днепропетровск, Запорожье, Харьков, Одесса. Положительная динамика наблюдалась и в столице в сентябре-октябре. В основном это в таких сферах: рабочие специальности, транспорт, логистика, обслуживающий и домашний персонал. На сегодняшний день по сравнению с весной 2014 года, количество вакансий уменьшалось, а количество кандидатов на одну вакансию выросло с 6 до 12 претендентов на одну вакансию. Почти минимальный рынок труда в Донецкой и Луганской области, если до военных действий в средним было по данным областях открыто 1200, 1300 вакансий, то сейчас около 80 и 50 вакансий соответственно, и роста резюме нет, небольшое увеличение на около 10% по данному региону. Наиболее востребованными по прежнему на рынке Украины являются ИТ специалисты, специалисты аграрной сферы, менеджеры по продажам и закупкам и рабочие, при этом чем выше квалификации рабочего тем лучше и выше оплата труда, по некоторых позициях уровень оплаты не только не уступает, а и превышает уровень средней оплаты белых воротничок. Растет спрос на интернет-учителей, интернет-репетиторов, смарт-инженеров (которые устанавливают цифровые технологии в домах). Выше указанные факторы привели к увеличению срока поиска работы с 2-3 месяцев до 6-8 месяцев для офисных сотрудников. Произошла адаптации к реалиям сегодняшнего дня, состояния кризиса, кандидаты за частую не выставляют требований по условиям и уровню оплаты, а соглашаются на те условия которые предлагает работодатель, решения о принятии предложения о работе принимаются быстро, без особых раздумий, если на работе требуют работать больше фиксированного рабочего времени или за пределами должностных обязанностей, зачастую персонал соглашается и не озвучивает свое недовольство, персонал меньше стал ходит на больничное и в отпуск, это не норма текущего дня но к сожалению достаточно распространенная практика.
Перспективы и возможности рынка труда
Текущая ситуация, требует решения ряда задач, что создает возможности как для компаний так и средних и малых таких как:
1. Восстановление пострадавших территорий, государственных и местных органов власти, инфраструктуры, электро-, водо-, газо- снабжения, дорог, жилья, производственных площадок, инфраструктуры услуг и сервисов;
2. Восстановление и реконструкция производственных мощностей, реорганизация, ре-локация производственных и офисных площадок;
3. Создание новых учебных заведений и центров по переподготовке и переквалификации, обучения и развития персонала; частных и гражданских центров трудоустройства, фокусом работы которых будет помощь в поиске работы, создания условий и стимулирования работодателей создания новых рабочих мест, стимулирования самозанятости, обучение и консультирования людей которые хотят начать свое дело;
4. Создание социальны сервисов для повешения уровня социальных услуг и социальных выплат как для беженцев и переселенцев, участников АТО, так и для всего населения Украины, реорганизация создание новых социальных объектов, новых видов социальной ответственности и партнерства государства, бизнеса, профсоюзов, местных общин.
5. Создание новых центров психологической поддержки, адаптации, реабилитации для участников АТО, волонтеров и их семей.
Основной задачей правительства должно стоять не сколько сокращение бюджетных издержек через уменьшения социальных выплат, которые в результате приводят к ухудшению жизни обычного гражданина Украины. Прекращение спекулирования на реформах, так по факту, урезание финансирования, ликвидация органов, сокращение чиновников, происходит необдуманно, популистски, без анализа ситуации, прогнозирования будущего, оценки эффективности принимаем управленческих решений, много говорится о экономическом эффекте, но никто не говорит о социальных последствиях таких «реформ» для страны и ее населения.
Убеждены, что реформы должны проводится не через увеличение нагрузки на средний класс и обычного гражданина, а равномерно с каждых слоев населения. За данными Transparency International, Украина в рейтинге коррупционных стран за 2014 год, на том же месте что и в 2013. А это сигнал, о качестве реформ которые проводятся. Если приоритетом реформ будет отказ от «теневых схем», воровства с бюджета, высокое налогообложение олигархов, это не только проведет к наполнению бюджета, а и снимет острое социальное напряжение в обществе. Создание условия для того что бы люди могли зарабатывать. Точки для роста экономики есть, важно что бы еще были условия для развития внутреннего рынка. Таких сфер как: энергосбережение, аграрная, туризм, легкая и пищевая промышленность, ИТ сфера, фармацевтика, интеллектуальные и межотраслевые технологии, культурные и духовные сервисы,
Периоды, когда большие работодатели не готовы создавать много рабочих мест, всегда благоприятно влияют на развитие мелких предпринимателей, стимулируют брать ответственность за себя. Учитывая то, что страна находится в процессе войны и стагнации, государство само не способно решить все вызовы текущих дней, поэтому активность, заинтересованность населения и общин в восстановлении и развитии территорий и все страны станут решающим фактором стабилизации и роста на рынке труда. Государства, которые не создают условий для роста занятости в период проведения больших сокращений, повешения нагрузки на граждан и понижения социальных стандартов, всегда платят двойную и тройную цену. Поскольку это приводит к понижению уровня жизни возрастают социальные ожидания и угрозы социальных протестов. Вызовы – это в первую очередь новые возможности. Нам нужно научится их чувствовать, понимать и превращать в конкурентные преимущества, тем самим создавая рабочие места и развивая страну Украина.