Согласно украинскому законодательству, сироте или ребенку, лишенному родительской опеки, по достижению им 16-летнего возраста городской исполком обязан вне очереди предоставить крышу над головой. Очень часто жильем, предоставляемым такому ребенку, является принадлежащая ему по закону часть дома или квартиры, в которых проживали или его родители, лишенные родительских прав, или же другие люди. Но пока дети пребывают в интернате, а их квартиры пустуют, на жилье за все это время начисляется квартирная плата и другие коммунальные услуги, хотя они ими даже не пользуются. Начисления осуществляются на общих основаниях, соответственно их никто не оплачивает определенный промежуток времени, и в результате появляются огромные долги за коммунальные услуги и квартирную плату.
В государстве на сегодня нет механизма и законодательной базы, которые позволяют списывать такие долги. Достигнув совершеннолетия и покинув интернат, молодой человек возвращается домой, строя планы по поиску работы и вообще ища свое место в жизни. И тут к нему домой приходят с требование заплатить многотысячные долги за коммунальные услуги, в противном случае – можно и лишиться такого заветного жилья. Как правило, на сегодняшний день, государство ограничивается помощью в виде реструктуризации долгов. Но в дальнейшем такие квартиры по причине задолженности за коммунальные услуги, отключают от услуг электроснабжения, газоснабжения и водоотведения. И как дальше бедному ребенку жить без света, тепла и воды - государство не волнует.
Ситуация не то что ненормальная, а вообще – запредельная как для цивилизованного, демократического государства, которым позиционирует себя Украина. Поэтому я одним из своих законопроектов под номером № 2593 от 20.03.2013 года предлагаю внести изменения в Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки». Данный законопроект направлен на усовершенствование законодательства в части обеспечения социальных гарантий детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в вопросах их жилищных и имущественных прав.
Законопроектом предлагается возложить обязанности по оплате за коммунальные услуги и квартирную плату за жилое помещение, закрепленное за детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, которые не имеют родственников, и которым принадлежит данное жилье по праву общей совместной собственности, на органы труда и социальной защиты населения по месту расположения жилья.
Кто, как не государство, должно заботиться о детях, лишенных родительской опеки? Принятие предложенного мной законопроекта, обеспечит повышение уровня защищенности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки и не позволит впредь создавать долги за коммунальные услуги для детей льготных категорий, что позволит им полноценно пользоваться предоставленным государством жильем и хоть немного ощущать на себе заботу и поддержку со стороны родного государства.