ГлавнаяБлогиБлог Юрія Огірчука

С почином, или из грязи в князи?

Итак, свершилось! Восходящая звезда С. Курченко и мощь его энергетического холдинга вскоре может затмить все вчерашние успехи иностранных компаний на украинском топливном рынке. Как сообщает нефтяное обозрение «Терминал», процесс вытеснения российских вертикально-интегрированных компаний с рынка нефтепереработки в Украине вступил в свою завершающую фазу. Как видится, вскоре вслед за «Лукойлом», официально объявившем о продаже завода в Одессе, последует и ТНК-ВР, поглощение которой «Роснефтью» лишь притормозило процесс «исхода» россиян из нашей страны. Отныне на украинском топливном рынке четко обозначился новый фаворит, компания, которая вскоре, судя по всему, станет если не монополистом, то уж точно – самой влиятельной и мощной структурой с весьма светлым, радужным и, что главное, - безбедным будущим…

Как нам сообщили в пресс-службе российского ОАО «Лукойл», компания и правопреемник группы «Газ Украина-2009» - Восточно-европейская топливно-энергетическая компания (сокращенно – ВЕТЭК) подписали соглашение о купле-продаже ПАО «Лукойл-Одесский НПЗ», в результате чего покупатель приобретёт 99,6% акций завода. При этом, как подчеркнули в компании, ожидается, что сделка будет закрыта до 1 июня текущего года после выполнения сторонами ряда предварительных условий. Примечательно, что до этого крупнейшая частная нефтедобывающая тщетно пыталась договориться с украинскими властями об изменении логистики поставок нефти на Одесский НПЗ, что могло бы сделать его рентабельным. К тому же, согласно имеющейся информации, россияне вели переговоры о продаже своего украинского завода около года и просили за него $250 млн. В частности, новым собственником предприятия мог стать Игорь Коломойский, контролирующий практически все пути поставок сырья на завод, однако ему заявленная цена показалась сильно завышенной.

Таким образом, если для россиян сделка выглядит как избавление от «мертвого» вот уже более двух лет актива, что не принесет новых проблем для работы их сбытового направления в Украине, то у С. Курченко появилась явная головная боль – где брать нефть для загрузки одесских производственных мощностей. Как рассказал нам директор по поставкам и оптовым продажам ПИИ «Лукойл-Украина» Федор Михайлов, в настоящее время его компания осуществляет поставки топлива с 5 НПЗ в четырех странах. «Мы дефицита точно не ощущаем и вряд ли ощутим, потому что наше предприятие входит в состав одной из крупнейших нефтяных вертикально интегрированных компаний мира, а все нефтепродукты поставляются либо с заводов принадлежащих ОАО «Лукойл», либо с заводов, перерабатывающих добытую компанией нефть», - подчеркнул высокопоставленный менеджер.

Как видится, долго мучиться головной болью не будет и г-н Курченко, ведь не зря и, надо полагать, не за даром, вице-премьер Украины Юрий Бойко инициировал возобновление в начале года расследования, которое позволит ввести в стране заградительные пошлины на импортные нефтепродукты. Последнее с большой вероятностью позволит сделать переработку нефти на украинских НПЗ рентабельной.

При этом не совсем понятны заверения профильного министра относительно того, что Минэнергоуглепром взвешенно подойдет к вопросу введения заградительных пошлин. «Мы будем очень взвешенно подходить к этому вопросу, потому что это очень существенно для автолюбителей и всех секторов экономики нашей страны», - сказал Э. Ставицкий. Согласитесь, ясности в словах чиновника явно недостаточно.

Куда прозаичнее излагает свою точку зрения на судьбоносный для многих вопрос совладелец группы «Континиум», народный депутат Украины Игорь Еремеев. По его словам, тот, кто приносит в правительство такие идеи, как пошлина на импорт энергоносителей, работают или на другое государство, или на частные компании. Так как это ведет к такой же зависимости Украины, которая наблюдается в газовой сфере, где мы платим монополисту высочайшие в Европе цены. Более того, подчеркивает успешный бизнесмен и политик, с момента упразднения пошлины на импорт в 2005 году, до сих пор в Украине ни разу не было коллапса с нефтепродуктами. Да, цены росли, однако это общемировая тенденция. Тем не менее бензин и дизтопливо присутствовали на внутреннем рынке всегда и в достаточном количестве.

В данной связи вызывает интерес и посещение вице-премьером в последний зимний день Лисичанского НПЗ. Сопровождали Юрия Анатольевича народные депутаты Сергей Дунаев и Александр Ефремов, а также глава Луганской областной государственной администрации Владимир Пристюк. В ходе визита представители власти провели совещание с генеральным директором завода Андреем Яковлевым относительно перспектив пуска предприятия.

Вице-премьер отметил, что пуск такого промышленного гиганта, коим несомненно является Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, является одной из важнейших стратегических задач правительства в рамках выполнения программы по активизации украинской экономики. В свою очередь народный депутат Украины Сергей Дунаев отметил, что вопрос пуска лисичанского НПЗ отвечает одновременно двум важным целям, которые обозначены президентом Украины. Это и защита отечественного производителя и обеспечение энергонезависимости государства. Все бы хорошо, но, как ранее сообщил главный финансовый директор ТНК-ВР Джонатан Мьюир, его компания приостановила обсуждение вопроса продажи Лисичанского НПЗ и планирует его консервацию.

Таким образом, ВЕТЭКу придется пока сосредоточиться на запуске завода в Одессе, временно приостудив аппетиты по скупке нефтеперерабатывающих активов. К тому же, практически никто сегодня не может однозначно сказать, что же будут перерабатывать украинские НПЗ, если рынок закроют от импорта. Ведь, как уверяет заместитель директора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев, быстро запустить завод просто невозможно. Для этого надо знать технологию процесса. Прежде всего нужна нефть – минимум 200-240 тыс. тонн - для начала производства, запас сырья, а также контракт на дальнейшее снабжение нефтью.

В данной связи возникает логический вопрос – а что, если в случае позитивного решения по антисубсидарному расследованию Россия в знак солидарности с Беларусью заблокирует потенциально возможные поставки нефти на наши предприятия? Заработают ли наши заводы в таком случае вообще? Таким образом, идея восстановления работы НПЗ в целом правильная, но сначала необходимо обеспечить их нефтью, и лишь потом говорить о пошлине…

Однако вовсе не факт, что наш президент во время недавней встречи тет-а-тет со своим российским визави говорил исключительно о перспективах обеспечения Украины «голубым топливом» и сопутствующим этому расширении сотрудничества наших стран в рамках Таможенного союза. В свете последних событий на украинском топливном рынке, не исключено и обсуждение В. Януковичем и В. Путиным проблемы поставок на наши заводы российского нефтяного сырья. Ведь иначе приобретение группой С. Курченко Одесского НПЗ и планы по расширению перерабатывающих мощностей нового энергетического холдинга за счет завода в Лисичанске просто не имеют под собой логически обоснованной базы.

Именно потому, как нам кажется, информация о достижении договоренностей между ОАО «Лукойл» и ВЕТЭК появилась на лентах информагентств за несколько часов до встречи двух президентов в Москве…

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram