Веру в справедливость вернуло объявление о проведении конкурса на организацию питания в скоростных поездах. Его итоги обнадежили — пищеблок отдали новой компании известной сети ресторанов.
В следующий раз довелось ехать тем же маршрутом в ноябре. Решил провести Pepsi-тест. В приподнятом настроении захожу в вагон-ресторан. Спрашиваю: «Кто кормит, новая фирма, тендер ведь был?» Отвечают: «Та ні, ми завжди годували; керівництво казало, щоб не вірили Інтернету, ми завжди були і будемо». И контрольный вопрос: сколько стоит банка Pepsi? Ответ озадачил. Если в магазине этот товар подорожал с лета на 9 копеек, то у железнодорожников - на 5 грн.
Думал, что история закончилась в марте 2016 года, когда едой на скоростных маршрутах занялась топливная компания с достойными кафе на АЗК. Кормить, вроде, стали лучше. Хотя некоторые не преминули напомнить, что новый подрядчик железных дорог имел прямое отношение к тогдашнему министру инфраструктуры.
Каково же было мое удивление, когда на днях прочитал пост в Facebook директора юрфирмы Гарика Есаяна. Оказалось, что его тоже возмутила ценовая политика природной монополии. Для него ценовым индикатором стал батончик «Lion», который продавался с надбавкой почти 500%. Но вместо соцсетей юрист написал прямо в Антимонопольный комитет Украины. Перед этим он собрал максимум фактов: от чеков до данных о частном предпринимателе, поставляющем продукты питания.
По словам заявителя, в поездах Интерсити+ у пассажиров нет возможности воспользоваться услугами других торговцев — даже на станциях выходить за продуктами запрещено. Поэтому монополист и устанавливает цены, которые не могли бы существовать при наличии значительной конкуренции. По оценке Гарика Есаяна, стоимость товаров превышала средние цены в стране на аналогичную продукцию в 3-3,5 раза, а по минеральной воде — в 16 раз. Дополнительный заработок должен был быть неплохим, ведь за год услугами Интерсити+ пользуются 2,7 млн человек.
АМКУ взял заявление в работу. По-другому и быть не могло. В обращении на 10 страницах ведомству дали четкий анализ ситуации, выполнив в чем-то даже его работу, например, определив границы рынка. Вопрос расписали на государственного уполномоченного Андрея Вовка. По его информации, комитет сделал соответствующие запросы в «Укрзализницю» и на юридических лиц, оказывающих услуги питания. По данным на конец марта, информация в комитет не поступила, поэтому дело не открыли. Но, по словам Гарика Есаяна, питание на скоростных маршрутах уже подешевело минимум вдвое. И это свое веское слово еще не сказал АМКУ.
Мораль проста. Беспардонного монополиста можно встретить где угодно. Но вместо сетований и причитаний нужно попытаться разобраться в ситуации и обратиться в антимонопольное ведомство. А любителям сверхприбылей эта история послужит предупреждением — за обычным клиентом может скрываться воин конкуренции. И тогда расплата в виде штрафа до 10% годовой выручки будет неотвратима.