Суть фокуса Минфина заключается в том, дискуссии по этой теме начинаются с острой необходимости увеличить налогообложение очень богатых украинцев, а судя по всему, закончатся увеличением нагрузки на плечи законопослушного среднего класса. Например, попытка рассчитывать размер налога, исходя из объема двигателя приобретаемого автомобиля, а не из-за его марки или фактической стоимости. Это своеобразная "фискальная ловушка", когда под предмет налогообложения попадает целая категория сравнительно недорогого транспорта с "неприличным", по мнению, налоговиков "литражом".
Дальше, взымание платежей с недвижимости, причем принимая во внимание ее площадь, а не стоимость. Олигархи давно позаботились о своем имуществе, применяя всевозможные формы уклонения от налогов: его регистрация на свои компании, многое просто находиться за пределами страны. Зато средний класс, кое-что скопивший и заработавший, будет вынужден, мягко говоря, поделиться с государством. Вернее, с прокуратурой, нардепами, президентом. Ведь эти строчки в бюджете страны самые "увесистые". Следует учитывать фактор изменения делового климата в Украине: предпринимательство в очень сложном положении, предпосылок для "покращення" практически нет. Откуда брать средства на оплату этих налогов?
Богатых налог на роскошь не коснется, так как в Украине у них ничего не зарегистрировано, или все записано на юридических лиц, поэтому по повышенным ставкам нужно облагать и компании. А налог коснется тех граждан, которые имеют легальные доходы и регистрируют имущество на себя, а не ищут схемы уклонения
— Валерий Гладкий, генеральный директор Бюро экономических и социальных исследований
Никто не спорит, эта часть налоговой реформы актуальна и необходима. Но, не нужно заигрываться в ее проведении. Министр финансов, руководители "налоговой", профильный вице-премьер должны предоставить целостную картинку таких трансформаций - от пакета мер по "разофшоривания" политиков и олигархов до, уже упоминавшегося, введения налога. На сегодняшний день такого концепта не существует, а попытки дискутировать со средним классом могут привести к событиям, схожим с московскими. Тем более, такой опыт у национального предпринимательства уже есть.
Чиновники банально обслуживают неудержимый популизм политиков, которые пытаются сохранить лицо перед парламентскими выборами. Обслуживают, придумывая все новые и новые способы и формы поборов. Но у власти нет поддержки и доверия со стороны тех, кто ежедневно работает в реальной экономике, эти люди не готовы голосовать своими налогами за действующую власть. Бросить бюллетень в урну один раз в несколько лет еще, куда не шло, а голосовать своими "кровными" - нет. Последние же, понимая, что среди среднего класса симпатиков власти нет, будут пытаться переломить предпринимателей "через колено", сталкивая бизнес и самых бедных, манипулируя миссией этой реформы.
Вот и превращается оплата налога в роскошь, а не средство пополнения бюджета. Что остается бизнесу? Просто вспомнить уже проверенную поговорку: "хочешь справедливых налогов - готовься к майдану".