Сценарий создали немцы Маркус Бартль и Филип Кифер после путешествия на родину романа, в Харьков – дотошные, внимательные немцы, надо отдать им должное. Прежде чем быть представленной в Украине, постановка на протяжении 6 лет с успехом шла в театрах Германии. У нас ее блестяще отыграли молодые актеры Харьковского театра для детей и юношества.
Всё так, как вы себе представляли. Подробно настолько, будто перечитываете книгу целиком: тут такие Вова и Володя из рекламного отдела какого-то журнала – отмороженные агенты КГБ в белых костюмах и черных меховых шапках; и гей редактор этого журнала в забавных красных трусах, и рецепты взрывчатки для пролетариата из серии "сможет каждый школьник", и дивный утренний «трип» Маруси – генеральской дочки к машине-поливалке за молоком, и проповедь преподобного Джонсон-и-Джонсона, которую дослушать до конца осознанно - просто нереально. Всё вспомнилось!
Это оно, будто карикатура, комикс на нашу безумную, тогда совсем еще юную страну. Это так в духе Жадана – довоенного, того самого веселого циника-анархиста, который записал, очевидно, свои мемуары в «Депеш мод», одной из первых его книг, которые я прочитала, навсегда став жгучей поклонницей автора.
Изумил настоящий дождь, даже ливень на сцене – не мишура, не образ, а вода. На нас дымили настоящие сигареты - правда, вместо марихуаны. Можно было заменить на электронные, но зачем?.. Оригинальность коньяка и водки, впрочем, под сомнением – с учетом числа бутылок, которые опорожнили 19-летние актеры. Треш и угар в лучшем виде. Однако натурализм, с его девизом «что естественно, то не безобразно» - это в тренде, такое себе 4D-представление на сцене «Молодого театра».
А сцена накуривания главных героев под "Музичну толоку" с псевдо-историей группы «Депеш Мод» порвала вообще, я не падала с кресла от смеха только благодаря тому, что коленки упирались в следующий ряд.
«— Я тобі кажу. Це мінтура. Це хор монгольських міліціонерів.
— степан галябарда — це хор монгольських міліціонерів?
— Так.
— степан галябарда?
— Сто пудів».
Я ухохатывалась, рыдая до истерики, так что на контрастный, пронзительно печальный следующий эпизод просто не хватило слез. Ранее не проявлявший признаков человека юный алкоголик Собака Павлов оказался самым принципиальным и чувствительным из безумной компашки, в тот момент, когда позволил себе чувствовать – и поплатился за эту дерзость. Жестокое время. Впрочем, сейчас не сильно что-то поменялось, как верно заметил герой Жадана во вступлении: и 80-е все еще в моде…
Может, несколько затянута философско-лирическая развязка – все же постановка воспринимается не так, как книга. Может, для спектакля выбран не самый подходящий зал – тесновато и душновато, да и билеты предсказуемо закончились дней за 10 до премьеры, на всех не хватило. Еще жаль, что присутствовавший лично Сергей Жадан не вышел в конце на сцену и не сказал свои мысли по этому поводу. Было бы интересно узнать его мнение. Но это мелочи. Отожгли харьковчане от души, и “Goethe-Institut Украина” спасибо за поддержку украинской постановки.
Всем фанатам сабжа и просто тем, кто что-то знает о ранних постсоветских годах – must see!