ГлавнаяБлогиБлог Максима Ефимова

Восстановление Донбасса. Как обеспечить инвестиции в режиме «non-stop»

Инвестиционный рейтинг страны и ее отдельных территорий определяется возможностями привлекать и грамотно инвестировать крупные транши целевого финансирования. В Украине одним из таких маркеров стало соглашение, подписанное с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Документ предусматривает финансирование проектов по восстановлению инфраструктуры Донбасса, с обязательным условием создания комфортных условий жизнедеятельности для переселенцев. Но его глобальная цель – дать импульс региону к возрождению и развитию.

Фото: EPA/UPG

К сожалению, это соглашение определило белые пятна в вопросах продвижения в Украине качественного проектного менеджмента. Но одновременно заставило нас находить правильные векторы развития страны. Причин торможения проекта оказалось несколько. Все они, так или иначе, связаны со слабостью инвестиционных механизмов в государственном и муниципальном секторе, а также – пробоинами в проектном менеджменте.Соглашение подписали еще в декабре 2014-го. Но только через три года, в конце 2017-го, общими усилиями этот стратегически важный для Донбасса и всей страны международный проект удалось сдвинуть с места. За это время его пришлось тянуть «на буксире» через парламентские и правительственные мели и рифы, всячески помогая и подталкивая. Отмечу колоссальную работу, проделанную Донецкой облгосадминистрацией, и безусловную поддержку ее главы Павла Жебривского. Он сделал много для того, чтобы проект реально вышел на старт.

Договор предполагает финансирование инфраструктурных проектов в пяти областях страны – Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской. Эти регионы приняли наибольшее количество переселенцев и требуют повышенного внимания государства.

По предварительным оценкам, на 200 млн евро, предусмотренных соглашением, можно реализовать около тысячи проектов. Условия договора допускают широкие проектные направления. Среди приоритетов – модернизация школ, садиков, больниц, обустройство общежитий в помещениях с другими целевым назначением. Этой инфраструктуры критически не хватает тысячам переселенцев и представителям громад, их приютившим.

На старте оказалось, что открыть реальное проектное финансирование значительно сложнее, чем договориться о привлечении средств. Еще в апреле 2015-го в Украину зашли первые 15 млн евро от ЕИБ. Однако из-за бюрократии и ведомственной «толкотни» они так и остались на банковских счетах. Заслоны чиновников на местном и центральном уровне стали «линией Маннергейма» для международных проектных инвестиций.

Привлечение инвестиций в инфраструктурное развитие Донбасса – тема, которой я посвятил много времени и усилий. В том числе в части налаживания межведомственной коммуникации и преодоления пассивности многих участников процесса. Пришлось вникать и в массу нюансов, определяющих успех проекта.

К примеру, ЕИБ всегда и в любой стране ставит принципиальные условия. Одно из них состоит в том, что банк принципиально не платит местных налогов. Там рассчитывают, что все выделенные деньги должны быть потрачены на проектные цели, а не перечислены в итоге в общий бюджетный котел. Это стало первой преградой, из-за которой средства ЕИБ могли сразу же покинуть нашу финансовую юрисдикцию.

Чтобы не допустить такого развития ситуации, мы разработали и подали законопроект, предусматривающий отмену уплаты НДС для проектов ЕИБ. Это могло решить вопрос, но в Минфине нашли процедурные помарки, не позволившие согласовать документ. Далее пошла борьба за государственное софинансирование для погашения пресловутых 20% НДС. «Политическое сумо» с Минфином с целью «выдавить» деньги продолжалось до конца 2016-го. В конце года как депутат сделал срочную законодательную поправку в бюджет, увеличившую этот показатель до необходимых 500 млн.

Уже при подготовке Кабмином проекта бюджета-2018 строчка на уплату НДС для реализации проекта вообще была… утеряна. И снова был настойчивый «поиск» с нашей стороны, чтобы помочь предусмотреть все ту же сумму.

Критически важной задачей было запустить старт 93-х проектов из первого транша общей стоимостью 650 млн гривен. Этот шаг был условием запуска следующих двух траншей. Слабым звеном, как и ожидалось, стала нехватка на местах качественных проектных предложений и команд, готовых их реализовать. Вопрос удалось решить после оказания органам местного самоуправления максимального содействия в доработке и согласовании проектов.

Два года шла работа по составлению планов, их анализу, оценке и переоценке в связи с меняющимися условиями. Параллельно происходило согласование договоров с ЕИБ и Минфином. С учетом повышения минимальной зарплаты, а позже – изменений требований к строительной документации, проектный пакет трижды пришлось переделывать.

В конце 2017-го, наконец, согласовали все условия и процедуры, открыв финансирование. В настоящее время в Донецкой области прошли авансовые платежи по пяти проектам. Еще семь – на этапе выполнения платежных поручений.

Для государства важно максимально корректно и точно отработать второй транш объемом в 2,5 млрд гривен. Из них – 1,5 млрд предназначены на нужды Донецкой области, из которых 450 млн – Краматорска. После согласования документа станут понятны дальнейшие его перспективы. Наша цель – открыть финансирование объектов второго транша в текущем году. Чтобы громады, которые участвуют в проекте, смогли подписывать финансовые договора, объявлять тендера и, самое важное, – начать строительство в 2018-м.

Один из важнейших вопросов – активизация на Донбассе экономических процессов и создание конкурентного рынка труда. Необходимо привлечь тысячи специалистов, покинувших край с началом войны. В нынешних условиях эта задача трудновыполнима. Большинство проектов составляли в 2015-м. И предусмотренный там уровень зарплат уже не является конкурентным.

Чтобы вернуть специалистов, уехавших на заработки в Польшу, Чехию, Беларусь или РФ, в дальнейшем необходимо предусматривать более гибкие условия вознаграждения, стимулирующие людей работать дома. Таким образом решим не только инфраструктурные, но и социальные проблемы Донбасса.

Уверен, что в подобных инвестиционных проектах нужно предусматривать зарплату на уровне средней или высокой в отрасли, а не минимальной, как это делалось. Сегодня же, чтобы не терять время на переработку проектной документации, нужно активнее подключать к софинансированию местные громады, заинтересованные в модернизации ключевых для своих жителей объектов. Такие переговоры ведем с властью Краматорска по модернизации городских школ и детсадов.

Не сомневаюсь, что мы успешно завершим инвестиционную программу с Европейским инвестиционным банком. Поскольку этот вызов для Украины принципиальный. От него зависит продолжение инвестиционного сотрудничества Украины с внешними партнерами. Для нас важно за счет международных инвестиций сохранить темпы инфраструктурного развития региона и страны. Поэтому мы должны подтвердить готовность работать по правилам европейского менеджмента.

Наиболее же важную задачу этого проекта вижу в том, чтобы сотни тысяч сограждан, выехавшие за рубеж, наконец, почувствовали, что Украина готова найти применение их умелым рукам и толковым головам. И тогда Украина сможет перейти в экономический режим «инвестиции non-stop».

Максим Ефимов Максим Ефимов , Народный депутат, БПП
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram