Но хуже «майдана», может быть только силовой разгон массовых акций протеста.
То, что людей можно лишить возможности иметь и демонстрировать свои убеждения – опасная иллюзия. Запрет на реализацию гражданских прав почти всегда вызывает агрессию, и тогда, люди все равно найдут возможность высказаться, но говорить о диалоге власти и народа, в таком случае, уже не приходится. В этой ситуации, в ход идут не дипломатические методы, здесь уже демонстрируется сила.
Любое силовое противостояние власти со своим народом, всегда – очень большая ошибка. Возможность урегулировать самую сложную ситуацию, без применения милиции, полиции, армии, спецназа – всегда подтверждение демократического строя.
Уинстон Черчилль сказал: «Демократия несовершенна, но лучшего устройства государства пока еще никто не придумал».
Любое, самое гуманное государство, даже с самым спокойным народом, время от времени, оказывается в состоянии, когда необходимо сдать этот тест на демократию.
Разгон Евромайдана, безусловно, серьезная ошибка власти.
Опять вспоминается, уже навязшая в зубах, но так и не реализованная у нас идея беспокойного мудреца Вольтера, сказавшего: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов отдать жизнь, за ваше право их высказать».
Не нужно отдавать жизни, и уж тем более, не нужно их ни у кого забирать. Просто нужно помнить, что люди имеют право на свои убеждения.
На Евромайдане собрались не преступники, не враги народа, и даже не враги власти. Там собрались неравнодушные. Те, кому не все равно, что будет с ними, со страной сегодня, завтра, через двадцать лет. После мордобоя, они уже никогда не будут друзьями этой власти.
С ними уже не получится договориться, и именно поэтому, необходимо избегать крайних мер при общении с народом. Тем более, что речь идет о людях, имеющих политические взгляды и гражданскую позицию.
Историю делают люди именно с такими качествами, это факт. Никогда и ни у кого еще не получалось избежать ответственности перед народом и перед историей. Любой поступок – это кирпичик в историю страны, человечества, мироздания. И любой шаг обязательно имеет последствия.
И всегда нужно договариваться с людьми, тем более, если это – собственный народ.
Народ имеет право на ошибку, а вот власть такого права не имеет.