В очереди за «евросчастьем»

1 июля на одного «евросчастливчика» стало больше. Хорватия стала первой страной, вступившей в ЕС после начала кризиса в 2008 году. Путь в ЕС страна прошла за 10 лет, после того как в феврале 2003 была подана заявка на вступление. Тем не менее, большинство хорватов не испытывает радости от долгожданного события - и причина тому в политике строгой экономии, которая сейчас проводится в ЕС и вызывает недоверие большинства граждан.

Президент Литвы Даля Грибауйскайте вручает президенту Хорватии Иво Йосиповичу футболку с лозунгами ЕС
Фото: EPA/UPG
Президент Литвы Даля Грибауйскайте вручает президенту Хорватии Иво Йосиповичу футболку с лозунгами ЕС

Тревожные ожидания

Доминирующие в Хорватии настроения объясняет журналист «Novi list» Денис Ромац: «Для такой страны как Хорватия, долгое время руководимой безответственными элитами, Европа представляла определенный институционный и политический механизм, обещающий благосостояние и правовое государство. Тем не менее, кризис наглядно продемонстрировал, что все это было просто иллюзией. Сегодняшняя Европа регулируется политикой жесткой экономии, и не важно, что уважаемые экономисты отмечают, что долги, с которыми борется эта политика - не причина кризиса, а одно из его последствий. Кризис обнажил все слабые стороны ЕС. Десять лет назад мы мечтали о союзе народов, а не объединении финансовых рынков. Сегодня рынки разрушают жизни миллионов европейцев, а солидарность исчезла с кризисом. Сегодняшние европейцы, в частности те, кто живут в периферийных странах, боятся завтрашнего дня».

Тревога по поводу мер строгой экономии, которые отстаивает немецкий канцлер Ангела Меркель, связано с тем, что Хорватия - одна из стран ЕС, которые наиболее пострадали от кризиса. Кризис спровоцировал значительное сокращение производства, падение инвестиций. Только в 2009 г. в 4 миллионной стане было сокращено 94 тыс. рабочих мест ( по оценкам экономиста Иво Друзича страна потеряла с 1989 г. 400 тысяч рабочих мест). Уровень безработицы в 2013 году достиг 24 %, на фоне сокращающегося из-за эмиграции, «утечки мозгов» и низкой рождаемости населения . 51,8% хорватской молодежи(135 тысяч человек) в возрасте от 15 до 24 лет не учатся и не работают. По этому показателю Хорватия занимает 3 место в ЕС после Греции и Испании. Вступление в ЕС не разрешит проблему и путем увеличения эмиграции. Хорватия собирается вступить в Шенгенскую зону в 2015 г. , но ряд европейских стран уже приняли решение закрыть доступ к своих рынкам труда для хорватов как минимум на 2 года.

Экономические последствия вступления в ЕС для Хорватии будут тяжелыми в первые два года, что признал финансовый советник президента страны Борис Кота. Утратят государственные субсидии сельское хозяйство и судостроение, на 10 % возрастет стоимость экспорта в страны бывшей Югославии, оставшиеся за пределами ЕС (а это 40% хорватского экспорта). Больше всего пострадает малый бизнес, который вряд ли выдержит конкуренцию с производителями из других стран ЕС. Не трудно догадаться, что это увеличит безработицу еще больше. И лишь туристический сектор ожидает увеличение притока туристов.

Помимо безработицы и бедности стоит упомянуть жилищный кризис в стране, сильные региональные различия в уровне развития. Теневая экономика в результате кризиса выросла до 15-20%ВВП. Да и докризисный период экономического роста многие эксперты связывают с мыльным пузырем на рынке строительства, колоссальной задолженностью по кредитам. За исключением развития сектора туризма, страна 20 лет топталась на месте, пользуясь доходами от предприятий, созданных во времена Югославии. Со всем этим грузом экономических проблем, Хорватия и вступила в ЕС.

Еще 13 лет назад страной почти единолично правил президент Франьо Туджман, одобривший этническую чистку сербов в 1995 г. и уничтожавший независимую прессу. Смерть президента в 1999 г., а вовсе не демократическая революция открыли путь к демократизации страны. Тем не менее, Хорватия так и не избавилась от ряда проблем, которые после себя оставил Туджман. Освобождение Гаагским трибуналом в прошлом году генерала Анте Готовины, обвиненного в этнических чистках сербов, лишь обнажило раны войн, последовавших за развалом Югославии. К сожалению, большинство хорватов так и не пересмотрели роль этих людей в деградации страны в 1990-ых годах, межэтнических конфликтах. Хотя за них они несут ответственность в той же степени, как и другие военные преступники, Слободан Милошевич, например.

Хорватское общество достаточно консервативное, согласно исследованию загребского «Центра исследований мира», 25 % хорватов не хотели бы, чтобы их ребенок связал свою судьбу с представителем другой нации, религии или расы. Уровень ксенофобии очень высокий, и это сказывается на отношении к сербам и боснякам - бывшим соседям по Югославии, с которыми хорватов связывает общий язык, но разделяет религия и трагические события распада Югославии.

Однако необходимо оценить и прогресс в ликвидации той модели государства, которую оставил после себя Туджман, в процессе вступления в ЕС. «Одним из наиболее важных достижений в процессе вступления, без сомнения, было расширение прав и возможностей влиять на власть граждан. Это, вероятно, произошло бы даже без ЕС, но переговоры ускорили этот процесс. Хорваты сегодня уже не согласны просто участвовать в политической жизни посредством выборов. Они борются за свои права в рамках объединений и гражданских инициатив, и они укрепляют прямую демократию. Европейский Союз больше не воспринимается как Эльдорадо, и не только из-за кризиса. Хорваты перестали идеализировать его, перестали думать о нем, как о хорошо настроенном музыкальном инструменте, который никогда не выдает фальшивую ноту.»- пишет хорватский историк Тихомир Понош на страницах газеты «Novi list».

Ярким примером прогресса демократии стали антиправительственные демонстрации 2011 года, с лозунгами, направленными против профессионализации политики, оккупация 20 университетов студентами и преподавателями в 2009-2010 годах - против перевода образования на платную основу. Хорватским профсоюзам удалось собрать 800 тысяч подписей против нового трудового законодательства и не допустить его принятия (пример необходимости создания независимых профсоюзов для украинцев). Признаком наличия независимой судебной власти стало осуждение за коррупцию премьер-министра страны в 2003-2009 годах Иво Санадера.

Хорватия сразу после вступления в ЕС сможет воспользоваться европейскими фондами размером в 655 млн. евро. Вряд ли этих фондов хватит для ликвидации негативных последствий вступления в ЕС для хорватской экономики, и уже осенью можем стать свидетелями демонстраций протеста на хорватских улицах. В ЕС вступила страна в состоянии кризиса, но со стремительно развивающимся гражданским обществом, которое, надеюсь, присоединится к требованиям о построении другой модели Евросоюза, которые все громче звучат на городских площадях европейских государств. А пока что хорваты следят за событиями в соседней Словении, еще 5 лет назад бывшей образцом процветания для стран Центральной Европы, а теперь очутившейся в эпицентре экономического кризиса.

Не понравилась шоковая терапия

Акции протеста в Словении осенью 2012 года
Фото: EPA/UPG
Акции протеста в Словении осенью 2012 года

Словению осенью 2012 года охватили массовые акции протеста против политики строгой экономии, которые предлагало правительство Янеза Янши. Политический кризис в стране продолжается, несмотря на то что сменилось правительство и президент, а Янез Янша осужден за коррупцию.

Словения была самой богатой республикой в составе Югославии, но теперь ее жители считают, что их дети будут жить хуже, чем они. Проблемы здесь, как и в остальных пострадавших от кризиса странах ЕС возникли из-за отсутствия контроля за финансовым капиталом - правда, банки находились не в частной собственности, а в государственной и выдавали кредиты тем, кто сумел находить подход к государственным чиновникам. В итоге, банки оказались на грани банкротства, а промышленные предприятия – без кредитной поддержки во время кризиса, начали закрываться. Правительство Янеза Янши предложило выделить на спасение банков 6,5 млрд. евро (18% ВВП страны), а сэкономить на образовании и здавоохранении. Демонстранты добились ухода премьер-министра, но новое правительство собирается спасать банки за 900 млн. дол, угрожая в противном случае еще большими мерами экономии и приходом в страну «Тройки», столь ненавистной для испанцев и греков.

В чем же причина кризиса, охватившего Словению? Политическая система Словении «была под контролем бывших государственных предприятий , традиционно связанных с левоцентристским правительствами, которые руководили страной с обретения независимости до 2004 года. Эти «словенские олигархи» в значительной степени выиграли от поздней приватизации после вступления страны в ЕС» - пишет на страницах «Le Monde diplomatique» редактор французского интернет-издания «Le Courrier des Balkans» Жан-Арно Деран. Он считает, что под предлогом кризиса, правительство хочет освободиться от расходов на бесплатную медицину и образование, изменить социальную модель общества: «Словения обладает одной из лучших систем здравоохранения в мире, университетское образование является полностью бесплатным вплоть до аспирантуры. Существование этой «словенской модели» правительство Янеза Янши хотело поставить под вопрос, пропагандируя резкое увеличение социальных расходов. Кризис здесь был использован как повод для «шоковой терапии», уже примененной в других странах.»

25 июня в столице Словении Любляне состоялась 5 тысячная демонстрация за доступное здравоохранение, против высоких цен на медицинские услуги, организованная профсоюзами медиков и объединением «За справедливость в здравоохранении». Демонстранты пообещали правительству Таксим и Бразилию. Такие протесты в маленькой стане действительно возможны, и пример Словении пугает население стран-кандидатов на вступление в ЕС, хотя куда больший страх у него вызывает нынешний уровень бедности за пределами ЕС.

Кто следующий?

Следующей страной, которая вступит в ЕС, станет Черногория с населением всего в 600 тысяч человек. Переговоры о вступлении этой страны в ЕС ведутся с июня 2012 г. Еще для 2 стран-кандидатов - Сербии и Македонии, а также потенциальных кандидатов - Албании, Боснии и непризнанного государства Косово путь в ЕС может занять до 10 лет. Характерным для них является высокий уровень коррупции, организованной преступности и деградации промышленного производства, растущее количество эмигрантов в развитые страны ЕС.

Но для народов бывшей Югославии, евроинтеграция, без всякого сомнения, несет смягчение межэтнических противоречий – маленькие государства в рамках нынешней модели ЕС столкнуться с одними и теми же проблемами, слабостью перед доминированием в ЕС нескольких крупных государств. Вступление в ЕС упрочит культурные связи между народами бывшей Югославии, разрушенные войнами 1990-ых годов.

Есть надежда, что Босния и Герцеговина перестанет быть объектом претензий на разделение страны со стороны политиков разных национальностей. Свое первое « нет» такой политике граждане страны сказали во время июньских протестов в Сараево и других городах страны, получивших название «Беболюция»(«детская революция»). С февраля из-за неспособности депутатов принять новое законодательство, новорожденным перестали выдавать документы, что не позволяло выехать за границу для поведения операций. Трехмесячная Белмина Ибишевич не могла несколько месяцев выехать в Германию для операции по пересадке костного мозга.

В итоге, протестовать представители всех трех национальностей, населяющих страну - и сербы, и хорваты, и босняки, здание парламента в Сараево было блокировано демонстрантами. Протесты дали результат - ребенку дали возможность уехать из страны, но уже 17 июня умерла другая девочка - Берина Хамидович, очутившийся в подобной ситуации. Общий фон для протестов - экономический кризис и безработица, достигшая 43%, и недовольство действиями

Что же касается Украины, которая теперь усилиями и значительной части правящей партии, и оппозиции стремится встать в очередь за «евросчастьем», очень важно исследовать опыт членов ЕС, очутившихся в состоянии кризиса. Большинство из них вступили в ЕС, не избавившись от проблем коррупции, кумовства. Кризис обнажил все самые худшие черты правящих элит и модели принятия ими решений, отсутствие демократической модели, благодаря которой население могло оказывать влияние на принятие решений. В Словении, например правительство попыталось ликвидировать законодательство о референдумах, которое позволяло голосовать в отношении наиболее спорных инициатив власти. Болгары иронизируют по поводу разбитых дорог, по своему качеству напоминающих украинские, ничуть не изменившихся после вступления в ЕС .

К сожалению, идея вступления в ЕС провоцирует в Украине ожидание золотого века и благополучия, хотя это вовсе не клуб благодетелей, а место где нужно бороться за выживание, что подтвердил кризис. Сознательно упрощаются последствия такой интеграции. Для Украины лучшим будет, если последствием кризисных процессов в ЕС станут кардинальные изменения институций и политики ЕС. В противном случае, Украину может ожидать судьба балканских и южноевропейских стран, где коррумпированное руководство использовало вступление в ЕС для личного обогащения, а страны обросли долгами, которые придется выплачивать следующим поколениям, обыкновенным налогоплательщикам, а не банкам, спровоцировавшим кризис.

Но это вовсе не значит, что нужно поддаваться интеграционной истерии и вступать в клуб, который создает администрация Путина и ей подобные. Этот проект вовсе не гарантирует сохранения промышленных предприятий, что же касается пространства свободы и правового государства - его станет еще меньше, чем сейчас. Да и вообще интеграция не решает основных проблем, яркий пример тому – Балканы. Проблемы такого рода решаются только самоорганизацией населения и его давлением на власть. С этим в Украине не сложилось.

Георгий Эрман Георгий Эрман , Журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram