Речь Байдена хотя и была недипломатичной, но все же он был прав: Украина нуждается в радикальных реформах для искоренения взяточничества. После 18 месяцев пребывания у власти, Порошенко до сих пор отказывается решительно бороться с коррупцией. Теперь же для него настало время или активизировать борьбу, или же уйти в отставку.
Когда речь заходит об украинской коррупции, цифры говорят сами за себя. Более чем $12 млрд в год исчезают из украинского бюджета, по словам консультанта Национального антикоррупционного бюро Украины (от LB.ua: по ссылке на Al Jazeera речь идет о заявлении канадского консультанта Дональда Боузера, где он говорит о "дюжине миллиардов в год"). И в своем последнем (за 2014 год, - от LB.ua) обозрении мирового взяточничества антикоррупционная организация Transparency International поместила Украину на 142 место из 174 стран по индексу восприятия коррупции - то есть ниже таких стран, как Уганда, Никарагуа и Нигерия. Простые украинцы также терпят условия, когда приходится платить небольшие взятки повсюду. Все, что связано с правительством, имеет свою цену: от регистрации транспортного средства, записи своих детей в детский сад, до получения необходимых медикаментов.
Наихудшая коррупция происходит в точке пересечения между бизнесом олигархов и чиновниками. 70% украинской экономики контролируют несколько олигархов (от LB.ua - сложно проверить это заявление, так как по ссылке на Newsweek говорится о "разных оценках", а не о конкретном исследовании), и за все эти годы они захватили, а затем исказили политические и судебные институты Украины. В результате была создана "культура безнаказанности", когда политики, судьи, прокуроры и олигархи находятся в сговоре в одной коррумпированной системе, из которой извлекают выгоду все, кроме рядовых граждан.
Есть многочисленные примеры коррупции высокого уровня в Украине, но несколько из них выделяются своей абсолютной наглостью. В одном случае, $1,8 млрд кредита МВФ, которые были предназначены для поддержки банковской системы, в итоге растворились на различных оффшорных счетах, связанных с украинским ПриватБанком, который принадлежит Игорю Коломойскому, - одному из ведущих украинских олигархов. (От LB.ua: автор приводит ссылку на один из старейших американских журналов Harper's Magazine, однако сам журнал ссылается на данные украинского антикоррупционного проекта "Наші гроші". Несколько позже автор уже ссылается на первоисточник).
Благодаря антикоррупционной группе "Наші Гроші", детали этого дела стали публичными (от LB.ua: сам украинский ресурс ссылается на судебные реестры как на источник информации, но, к сожалению, приводит ссылку только на одно судебное дело). 42 украинские импортные фирмы, принадлежащие 54 оффшорным юридическим лицам, заняли эти $1,8 млрд у ПриватБанка. Затем оффшорные фирмы использовали деньги МВФ, чтобы заказывать товары у вымышленных "поставщиков", за счет кредита в $1,8 млрд от ПриватБанка под залог заказанных товаров. Когда вымышленные поставщики неизбежно не выполнили свою часть сделки, ПриватБанк лишился $1,8 млрд, которые ушли за границу. Как отмечено в расследовании проекта "Наші Грошi" (от LB.ua: тут автор почему-то ссылается уже на немецкое DW, которое, в свою очередь, ссылается на украинский первоисточнк), эта транзакция в размере $1,8 млрд, осуществленная с помощью поддельных договоров, была лишь операцией по перекачиванию активов. К сожалению, для украинцев (а также для западных налогоплательщиков, которые финансируют МВФ) ни Коломойский, ни кто-либо другой в Украине не был привлечен к ответственности, а дело исчезло из поля зрения киевской общественности.
Влиятельные политики и бизнесмены Украины также могут рассчитывать на украинских чиновников, которые защитят их от европейских прокуроров. Недавно, после двухлетнего расследования, швейцарские прокуроры открыли уголовное дело против Николая Мартыненко - близкого парламентского союзника премьер-министра Украины Арсения Яценюка - по обвинению в получении взятки в 30 миллионов долларов посредством чешской компании и попытке отмывания денег через Швейцарию. Однако, несмотря на неоднократные запросы со стороны швейцарцев в содействии, украинские чиновники защищают Мартыненко, согласно статье в Kyiv Post, а генеральный прокурор Украины публично отказывается заниматься этим делом.
(От LB.ua: на самом деле по приведенной ссылке говорится, что генеральный прокурор передал это дело в Национальное антикоррупционное бюро Украины, которое и расследует коррупцию в высших эшелонах власти, поэтому странно, что автор пишет именно об "отказе" прокурора заниматься этим делом).
Швейцария - не единственная страна, с которой Украина отказывается сотрудничать. В рамках расследования подозрения, что экс-министр экологии Украины Николай Злочевский отмыл $23 млн, Британское ведомство по расследованию крупных финансовых махинаций запросило помощь украинских властей. Однако, Украина не только отказалась помочь англичанам, но ее прокуроры фактически написали письмо, реабилитирующие Злочевского, заставляя таким образом британцев разморозить его счета и закрыть дело.
Чтобы сдержать рост популистских настроений и сохранить поддержку Запада, Порошенко должен предпринять следующие шаги:
Во-первых, президент должен незамедлительно уволить нынешнего генпрокурора Виктора Шокина. Посол Соединенных Штатов в Украине недавно раскритиковал его офис за "открытый и агрессивный подрыв реформ". К тому же, ведущие реформаторы в парламенте Украины и гражданское общество по-прежнему требуют отставки генпрокурора.
Однако, несмотря на такое давление, Шокин остается на месте. Ввиду того, что он является близким союзником Порошенко, не сложно понять, почему. Президент Украины и сам богатый олигарх. В системе, где прокуроры служат оружием против противников в бизнесе или в политике, он полон решимости удерживать контроль над этим критическим рычагом власти. Вместе с тем, хотя мотивация Порошенко защищать Шокина понятна, пришло время для украинского президента поставить на место интересы своей страны выше своих собственных интересов.
Во-вторых, Порошенко необходимо продать все активы его многомиллиардной долларовой бизнес-империи. Во время президентской кампании в прошлом году Порошенко пообещал именно это и предпринять, сказав: "Как президент Украины, я лишь хочу заботится о благе страны, и это то, что я буду делать."
Порошенко является единственным из 10 самых богатых людей Украины, собственный капитал которого фактически увеличился в прошлом году, и его банк продолжает расти, пока другие теряют лицензии. Одна из его промышленных компаний также выиграла большой судостроительный контракт, что указывает на явный конфликт интересов Порошенко-бизнесмена и Порошенко-президента.
Более того, хотя нет доказательств, что президент Украины использует свое положение для продвижения своих обширных бизнес-интересов, украинское телевидение недавно сообщило, что Порошенко закрыл расследование дела об ущербе охраняемой исторической территории из-за незаконных строек на землях, принадлежащих президенту.
В-третьих, Порошенко должен взять на себя главную роль в войне с коррупцией. Хоть новое Национальное антикоррупционное бюро и прокурор по борьбе с коррупцией находятся на своих местах, они еще не приступили к работе. Киевские активисты опасаются, что обе эти организации будут "съедены системой", говорит Дарья Каленюк, исполнительный директор общественной организации Центр противодействия коррупции. Порошенко должен предоставить этим организациям политическую поддержку на высоком уровне для гарантии, что поглощения системой новых антикоррупционных органов не произойдет. Одновременно, пока граждане Украины становятся все более злыми и беспокойными, один из ведущих антикоррупционных активистов Украины считает, что если народ не начнет преследовать в судебном порядке влиятельных людей и сажать их в тюрьму, может произойти третья революция на Майдане. (От LB.ua: автор ссылается на слова Богдана Якимюка, руководителя Антикоррупционного совета Украины).
Наконец, Порошенко должен поменять Яценюка на посту премьер-министра (от LB.ua: это не по плечу одному только Порошенко - в Украине коалиционное правительство, которое формируется парламентским большинством, где президент имеет влияние только на часть парламентариев). Хотя Яценюк заслуживает большой чести за проталкивание мучительных реформ в экономической и энергетической сферах (задача, которую он гордо назвал "политическим самоубийством"), он снимает с себя ответственность за борьбу со взяточничеством, отмечая, что "я не несу ответственности ни за прокуратуру ... ни за судебную систему." Яценюк также фигурирует в антикоррупционном расследовании, что совершенно не нужно Порошенко от второго по влиятельности чиновника в стране.
Для ясности нужно сказать, что Украина не полностью игнорирует борьбу с коррупцией. Помимо нового Национального антикоррупционного бюро и прокурора по борьбе со взяточничеством, государственные тендеры по закупкам переместились в интернет и только что прошла масштабная реформа госслужбы. Однако основными лоббистами этих мер выступили не правительственные чиновники или политики (многие из которых отчаянно борются с этими изменениями), а ведущие общественные организации, такие как Transparency International и Центр противодействия коррупции. Эти реформаторы требуют радикальных изменений и при этом несут большой личный риск, учитывая миллиарды долларов, которые ежегодно разворовываются влиятельными людьми.
Порошенко должен присоединиться к реформаторам Украины в продвижении преобразований. Если же он откажется это сделать, то он должен уйти в отставку.