Ave Maris Stella: морские звезды, речные глади, хлор

14 декабря пройдет четвертый концерт вокального цикла Архитектуры голоса - музыку Виктории Полевой на тексты "Божественной комедии" исполнит смешанный хор Ника. От обычного камерного концерта этот будут отличать резиновые шапочки на части слушателей: место проведения - бассейн. Поэтому новый подкаст - о музыкальных водоемах разной глубины и характера.

Ave Maris Stella, Гийом Дюфаи

Гимн Ave Maris Stella, обращенный к «Звезде моря», поют во время вечернего богослужения к Деве Марии - его латинский текст отталкивается от игры слов Мария-море. Оригинальный гимн связывают с именами Бернарда Клервоского и Германа из Райхенау (11-12 век), но в позднем средневековье его текст и мелодия стали общим местом - ввиду популярности обращались к ним самые разные композиторы. Вариант Дюфаи - один из самых известных, скомпонирован в простой контрапунктной технике, типичной для французской полифонии 15 века. Существуют десятки позднейших переложений -  Жоскена Депре, Палестрины, Берда, Фрескобальди и пр. Вариант Виктории Полевой мы услышим уже в воскресенье.

To stare astonished at the sea, Лоис В Вьерк

На собрания нью-йоркского кооператива композиторов тонкая и хрупкая Лоис Вьерк приходит в больших белых кроссовках. В 1998 году Вьерк, писавшая для Кронос-квартета, Маргарет Лег Тан и Гая Клюсевека, тяжело заболела, с тех пор сочиняет мало и на публике появляется нечасто. Ее музыку относят к постминимализму, саму ее - к поколению композиторов-индивидуалистов. В течение десяти лет Вьерк изучала гагаку (японскую придворную музыку), вначале в Лос-Анджелесе, потом в Токио - у первого флейтиста императорского гагаку-оркестра. Ее удивительное, бесконечное глиссандо, быстро нарастающий, мощный звук - оттуда. Сочинение "To Stare Astonished at the Sea", написано в 1994 году, но широко известным стало, когда Ленг Тан исполнила его в фильме "Волшебница нового фортепиано". Технически море, о котором идет речь, - это "внутренности" фортепиано, произведение исполняется только на струнах.

Nymphéa, Кайя Саариахо

Кайя Саариахо - один из наиболее известных современных композиторов. Карьера ее была быстрой: в начале восьмидесятых, закончив Хельсинкскую Академию Сибелиуса, она поехала учиться во Фрайбург к Брайану Фернихоу, основателю школы new complexity, а дальше оказалась в парижском IRCAM у Пьера Булеза. Первую славу принесли именно работы с фирменной иркамовской электроникой, но арсенал ее намного шире. Выше одно из камерных сочинений - "Кувшинка" для струнного квартета. "Ясно, что все композиторы - мечтатели, только мало кому хватало храбрости мыслить звуковыми образами такой магнетической силы," - пишет о Саариахо Guardian.

Dark waves, Джон Лютер Адамс

Природа и ландшафты Аляски оставили глубокий отпечаток на сердце и творчестве Джона Лютера Адамса - он пишет много "пейзажной" музыки. Последний большой опус, апокалиптическое сочинение "Become Ocean", получило в этом году Пулитцера. Здесь его предтеча-черновик: по темным волнам плывет чикагский симфонический оркестр.

Awakening, The rusalka cycle, Китка и Марьяна Садовская

Язык архаики не знает географии и классовых отличий - заговорить и понять может каждый, каждый может не заговорить и не понять. Среди девяти вокалисток сан-францискского ансамбля Kitka есть учителя и кассиры, но петь традиционные украинские плачи так, чтобы у слушателей от ужаса и восторга шевелились волосы, это им не мешает. Случай, когда музыкальное пространство заполняется сырой эмоцией. Композитором  и продюсером записи "Песен между мирами" выступила Марьяна Садовская, сама она тут не поет - но прямо сейчас находится в Украине с другим замечательным проектом - вместе с Марком Токарем представляет работу "2014" для октета из четырех женских голосов и четырех контрабасов, на тексты Жадана и Любови Якимчук.

Текст: Саша Андрусик.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram