В различные фестивальные секции «Молодости» в этом году подавались 183 украинских картины, поэтому безусловно, интерес к украинскому кино у зрителя значительно вырос, равно как и требования к фильмам.
Что касается детских фильмов в Украине – их не так уж и много, поэтому выход каждого обращает на себя внимание – особенно, если снят полностью за счет государства. Анатолий Матешко, создатель популярного телесериала «День рождения Буржуя» и экранизаций творчества Донцовой и Устиновой, в этот раз снял действительно нечто новое для себя и для аудитории.
Сценарий «Трубача» написала Анастасия Матешко “в стол” несколько лет назад. В ноябре 2011 года проект выиграл питчинг в Госкино и получил стопроцентное госфинансирование в размере 16 миллионов гривен.
«Трубач» – картина детская и тема ее, безусловно, лирическая. Главный герой – трубач Коля Шевченко в детском эстрадно-духовом оркестре «Березиль». Его сыграл Леня Шевченко, дебютировавший в фильме «Иван Сила» на прошлогодней «Молодости». Оркестр готовится к участию в конкурсе мэра и должен представить авторскую мелодию. Тем временем руководитель оркестра Палыч (Алексей Горбунов) попадает в больницу с переломом ноги и на смену ему приходит Доктор Зло – руководитель военного оркестра Гамкало (Владимир Горянский). Ну а дальше – все по сценарию: соперничество за победу, интриги, детская любовь и добро, которое должно всегда победить зло.
Благодаря музыке, картина получилась очень динамичной и, несмотря на некую наивность, присущую большинству детских фильмов, жизнеутверждающей.
«Первый украинский музыкальный фильм, снятый на украинском языке для украинского зрителя за украинские деньги» – нарочито подчеркивается во всех новостях, релизах и на премьере картины. Впрочем, в «Трубаче» есть действительно все, что должно быть присуще в хорошем смысле правильному детскому кино, который покажет массовому подростку, искушенному компьютерной графикой, альтернативу и настоящий аттракцион в кино.
День второй: короткий метр и украинская премьера
Второй день киносмотра прошел под девизом технических заминок и поломок. Кто-то раздражался, кто-то подсчитывал казусы, но в целом хорошее кино было и его удалось посмотреть.
Международное жюри начало просмотр конкурсной программы со студенческих фильмов.
Первый киноблок стартовал короткометражкой Гильберто Гонсалеса Пенильи «Брачные разговоры» о жизни семейной пары Беатрис и Гильберто, которые прожили в браке более сорока лет. 25-минутная лента оказалась слишком обыденной, иногда напоминавшей видео для YouTube, смысл которой лежал на поверхности, что помешало некоторым досидеть до следующего фильма - «Единственный выход» польского режиссера Пьотра Домалєвського. В центре сюжета Адам, он не выходит из дома, но после смерти матери вынужден жить дальше и по совету друга сдает освободившуюся комнату девушки, которая, казалось бы, должна о нем позаботиться. Эта лента уже абсолютно другая, лаконичная и с более тонким юмором.
Одной из самых ярких студенческих работ в первой части был фильм Маурисио Осаки «Грузовик моего отца». Это роуд-муви об отношениях отца и дочери. Однажды десятилетняя Май Вы пропускает школу, чтобы помочь отцу с грузовиком и сталкивается с нравственными принципами в его работе, с которыми она отнюдь не готова мириться. «Грузовик» – достаточной неплохой пример сочетания идеи и качественной картинки, что в студенческих работах удается увидеть нечасто.
В этой секции показали также анимационный «Медведь» Зофии Антоняк, фильм о фильме «Остановку на главной улице» Петера Закутянского и «Мрак» Давида Фигуэра Гарсия.
Второй блок студенческих короткометражек, собравший куда больше зрителей, чем первый, представил лишь три из восьми фильмов. Остальные – по техническим причинам перенесли на вечер.
Тем не менее, уровень показанных картин был на порядок выше, чем у первого блока. «Голубое-голубое небо» Бины Томшин – о восьмилетней Марии, которая решила перестать разговаривать – совершенно недетский фильм о самых неожиданных размышлениях ребенка.
Настоящим открытием стал фильм «Песня Моряка» Габриэля Цафки, музыку для которого написал украинский композитор Антон Байбаков. Моряк Йорґен возвращается домой в Данию на одну ночь и пытается найти первую любовь. С течением времени он узнает ошеломляющие вещи о себе и о женщине, которую любил. Идея о потерянной первой любви, в принципе, не нова, но, судя по тому, как снята короткометражка, она вполне могла бы стать трейлером к полнометражному фильму.
Во второй фестивальный день премьера украинского фильма «Это я» Анны Акулевич собрала практически полный зал. И если раньше на украинское приходили, так сказать, «себя показать, на людей посмотреть», то сегодня главной причиной все же было кино.
Ранее фильм «Это я» был признан лучшим на Международном кинофестивале в Лучиано (Италия), а также удостоился специальной награды ХХV Международного кинофестиваля в Анкаре (Турция).
Ключевая тема ленты – семейные коллизии. Однажды старшая дочь Яна, которая живет в России, возвращается в родительский дом в деревню. С ее приездом в семье возникают все новые и новые конфликты. Проблемы в фильме касаются всех и каждого – как героев, так и зрителей.
Сценаристами выступили Олег Фиалко и Анна Акулевич, а главные роли исполнили Анна Ткач, Яна Соболевская, Ирина Калашникова, Василий Черношкур и другие.
«Это я» – фильм из секции «Украинские премьеры», который должен заявить об уровне современного отечественного кино. Но, несмотря на идейность, фильм абсолютно телевизионный, и лучше бы смотрелся в формате сериала.