Спецтема
Фестивальные дневники

Парам-парам-Параджанов

Мне рассказывали, что вечерний показ нового фильма Джузеппе Торнаторе выдержал настоящий штурм, и что журналисты, возмущённые тем, что их пускали позже обладателей билетов, бурно протестовали против этой очевидной несправедливости, в результате чего кому-то порвали билет, а кому-то сломали бейджик. Мой друг, талантливый режиссёр-документалист, сумел прорваться на сеанс, выведя из строя преграждавшего путь волонтёра, пощекотав у него подмышкой - тот смеялся и слал вслед угрозы. Слышал, что кого-то побили и даже выломали двери. Я в это время сидел на Ходоровски, обидно ужасно.

Кадр из фильма Орлы
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма Орлы

Очередной конкурсный блок оказался откровенно слабым, и, что особенно досадно, подвели израильтяне. «Орлы» Дрора Сабо рассказывают о двух 80-летних ветеранах войн за независимость, у которых вызывает бурное негодование молодёжь со своими безвкусными нарядами и омерзительными ужимками, а ведь именно ради мирного будущего всей этой длинноволосой гогочущей швали они проливали кровь в бесчисленных кампаниях. В конце концов у них просто лопается терпение и они решают поучить распоясавшихся молодчиков хорошим манерам. Начали с двух парней и их подружки, с которыми у них возникла ссора на пляже (парням в прямом смысле слова накостыляли, забив их клюкой, девушка с перепуга сама бросилась в волны и утонула), продолжили лихачом, задавившим старушку.

После этого строгие старики принимаются расстреливать всех людей моложе пятидесяти, попадающихся им под руку- за громкую музыку, неправильно припаркованную машину, поцелуи в общественных местах, слишком короткую юбку. Иначе как гротеск это побоище не воспринимается, однако авторы пытаются представить историю в качестве трагедии постаревших героев, которые мстят отвергнувшей их современности, а также страдают из-за несчастливой любви к боевой соратнице. При этом в большинстве случаев всплески агрессии выглядят совершенно не мотивированными и вызывают лишь ненависть к выжившим из ума психопатам, а неуклюжие попытки прилепить к вакханалии резни любовную линию смотрятся откровенно нелепо.

Кадр из фильма Параджанов
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма Параджанов

Что касается долгожданной премьеры картины Елены Фетисовой и Сержа Аведикяна «Параджанов», вошедшей и в международный, и в национальный конкурс, то она похожа на попытки анекдотического Рабиновича показать, как поёт Карузо. Вполне достойная работа оператора Сергея Михальчука и художника Влада Рыжикова только подчёркивает беспомощность драматургии и полнейшую неспособность постановщиков и исполнителей рассказывать связную историю и создавать напряжение, а уж том, насколько получилось у авторов передать обаяние личности и особенности творческой манеры своего героя, лучше просто не заговаривать. Фильм состоит из худо-бедно скреплённых этапных эпизодов трагической биографии великого режиссёра, главным образом связанных с историей его ареста и разбавленных анекдотами вроде дуэли на гуцульских пистолетах между Параджановым и Юрием Ильенко (почему-то названного Дмитрием). Все эти события мало того, что перевраны, но и представлены ужасающе бледно и невнятно, к примеру, протест Василия Стуса и других диссидентов против репрессий на премьере «Теней забытых предков» представлен просто с оскорбительной невразумительностью. Этот никчёмный фильм сгодился бы разве что в виде фрагментов игровых реконструкций для документальной телепередачи, в качестве же убедительного доказательства профнепригодности своих творцов он представляется слишком дорогим удовольствием, учитывая его бюджет в два миллиона долларов.

Завершил день документальный фильм «О детях и кино» ирландского критика Марка Казинса, который должен был оценивать «Параджанова» в качестве члена жюри национального конкурса, но почувствовал неладное и не приехал. Лента Казинса, посвящённая собственно образу ребёнка в кинематографе, произвела на меня приблизительно то же впечатление, что и его эпического размаха 15-часовая работа «Одиссея кино». Эрудиция автора достойна всяческого преклонения, лента богата тонкими, оригинальными замечаниями, и всё же слишком многие его утверждения выглядят сомнительными, параллели между отдельными фильмами и направлениями- натянутыми, а перемежающие отрывки из классических картин кадры, снятые самим Казинсом, вызывают некоторую неловкость. И всё же Казинс прекрасно справляется с задачей расширения горизонтов своей аудитории- я записал несколько названий фильмов, которые надеюсь отыскать в сетевых просторах по возвращении из Одессы.

Александр Гусев Александр Гусев , кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram