Спецтема
Фестивальные дневники

Преступления и наказания

В конкурсной картине Наны Эквтимишвили и Симона Гросса «В цвету» сюжет истории о двух 14-летних подругах вертится вокруг пистолета, подаренного ухажёром одной из них- очень полезный презент в Тбилиси 92-го года. Происходящие в фильме события ограничены семейными и школьными буднями девочек, но озлобленность и апатия взрослых, их беспомощность во взаимоотношениях с детьми, у которых они утратили всякий авторитет, улицы, превратившиеся в пространство сведения личных счётов, выразительно свидетельствуют о переживаемом обществом упадке, распаде социальных, родственных связей и бессилии закона.

Кадр из филма Длинные светлые дни
Кадр из филма Длинные светлые дни

Полную свободу получают самые дикие, варварские представления о чести и семейном укладе, которые, вместо того, чтобы хоть как-то поддерживать порядок, довершают разложение. Вплоть до самого финала зрителю остаётся гадать, кто станет мишенью единственной пули в магазине подаренного пистолета- отец девочки, тиранящий её мать алкоголик, поклонник, силой заставляющий её выйти за него замуж, хулиган, преследующий подругу за то, что его отец был убит её отцом. Назревающее убийство кажется единственным способом привести в чувство героев картины, показать, что их образ жизни отвратителен и недопустим. Между тем авторы этой превосходно снятой, прочувствованной ленты о тех, чьё детство и юность пришлись на годы социальных катаклизмов, показывают, что подлинное мужество подчас необходимо для того, чтобы не спустить курок висящего на стене ружья.

Если «В цвету» могла напомнить нашим зрителям о первых годах независимости, фильм поляка Войтека Смажовски «Автоинспекция» рассказывает о наших общих проблемах посттоталитарного общества. Смажовски запомнился мне по картине, получившей в 2009-м году приз за режиссуру на Киевском МКФ, «Дому зла», в котором расследование убийства позволяет авторам представить мрачную атмосферу существования социалистической Польши. Аналогичным образом в «Автоинспекции» выяснение обстоятельств убийства офицера дорожного патруля становится отправной точкой для демонстрации жуткой картины коррупционного беспредела. Разобраться в происходящем пытается другой сотрудник патруля, несправедливо обвинённый в убийстве коллеги и сумевший сбежать из-под стражи. Однако герой не является невиновным полицейским, отстаивающим справедливость.

Это заурядный взяточник, циничный и беспринципный пособник происходящих на дороге преступлений, вынужденный на этот раз воспользоваться своими навыками громилы и вымогателя, чтобы добиваться правосудия, а товарищи по службе, которые подчас с героической самоотдачей помогают ему в расследовании, являются его сообщниками, коррупционерами, расистами и насильниками. «Автоинспекция»- жёсткое, бескомпромиссное, до отвращения физиологичное кино о людях, которые призваны обеспечивать порядок на дорогах, но занимаются главным образом тем, что позволяют богатым и высокопоставленным убийцам женщин и детей уйти от ответственности, чтобы иметь возможность проводить досуг в ночных клубах и публичных домах. При этом тонко представленные образы воздаяния и искупления, через которые так или иначе приходится пройти главным героям картины, облагораживают «чернушное» повествование чётким нравственным посылом. И, полагаю, не мне одному было сложно отделаться от ощущения, что фильм Смажовски посвящён трудовым будням сотрудников отечественного ГАИ.

Кадр из фильма Танец реальности
Фото: ОМКФ
Кадр из фильма Танец реальности

«История Pussy Riot» Майка Лернера и Максима Поздоровкина относится к тому типу ликбеза, который не скажет ничего нового людям, знакомым с темой, и не поможет остальным её понять. После краткого экскурса в историю возникновения панк-группы антипутинисток авторы воспроизводят ключевые моменты процесса, известные, кажется, любому человеку, имеющему телевизор или выход в Интернет, а также рассказывают свалившемуся с луны зрителю о некоторых деталях российской истории вроде сталинских репрессий. Безусловно, столь растиражированные факты нуждаются в анализе и осмыслении, а не очередном повторении, тем более, что религиозный аспект, едва ли не самый важный и сложный во всей истории, был сведён к огорчительно плоскому показу противостояния прогрессивных либералов-интеллектуалов и кликуш-мракобесов, игнорирующему многочисленные выступления в защиту девушек представителей религиозных общин.

«Танец реальности» Алехандро Ходоровски - лёгкая, визуально изобретательная фантазия о детских годах режиссёра, сатирически переосмысляющая идеологическую атмосферу в Чили середины прошлого столетия. В картине достаётся и правым, представленным в образе фашиствующих жлобов, льющих реки крови, чтобы удержатся у власти, и левым, готовым пойти на любое преступление, чтобы сокрушить ненавистный режим и освободить обожествляемые священные народные массы. Больше всего мне понравился эпизод, в котором отец героя привозит изнывающим от жажды беднякам бочки с водой, а те, удовлетворив жажду, набрасываются с ножами на его ослов и в ответ на его вопли, на чём ему везти им воду завтра, отвечают, что их, дескать, не обмануть обещаниями о завтрашнем дне, потому что есть они хотят сегодня.

Было досадно пропускать другую картину Ходоровски с весьма неожиданным для него названием «Волшебные истории: Эликсир доброты», которая демонстрировалась параллельно на другой фестивальной площадке в рубрике «Одесские кинематографисты представляют». Но мой товарищ, которому я похвалил продвинутость одесских кинематографистов, заметил, что я слишком доверяю программке и что в действительности «Волшебные истории» - детский фильм с Владимиром Горянским в главной роли.

Александр Гусев Александр Гусев , кинокритик
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram