Спецтема
Фестивальные дневники

Иржи Менцель. Под глубокие и сложные фильмы очень хорошо спится

Иржи Менцель (1938), один из режиссеров чешской новой волны 60-х годов, провел 15 июля в Летней киношколе ОМКФ свой мастер-класс. Школа кинокритиков представляет «цитатник» красноречивого режиссера.

Я должен создавать фильмы для людей. Для моих соседей, для тех, с кем я встречаюсь на улице, и, конечно, для тех, кто ходит в кино. Я не имею право делать фильмы просто так, для себя. 

Я не очень люблю, когда говорят о кино как об искусстве. Более точно будет называть это “художественным ремеслом”. Художники думают, что они представляют собой больше, чем обычные люди. Это дает им право создавать фильмы, которые никто совершенно не понимает. И чем больше они не понимают, тем больше они создают “искусство”. 

Современное искусство напоминает мне, как будто кто-то начинает говорить совершенно неизвестными словами, а дураки и глупцы заявляют, что они понимают это новое слово. Я этому просто не верю. Я не люблю снобизм в кино. 

Не аплодируйте, потому что аплодировать будете долго. 

Комедию сложно создавать. В глазах интеллектуалов она имеет несколько искаженное значение. Обратите внимание, как на фестивалях демонстрируются глубокие, сложные, надуманные фильмы. Под них очень хорошо спиться. 

Провоцирую смех вы глубже и лучше выстрелите в мозг вашего зрителя. 

Смеяться – это лучший способ узнать что-либо. На этой мысли основаны комедии. 

Надеюсь, вы видели фильмы Чарли Чаплина. Им уже около 100 лет, но они хороши до сих пор. Из этих фильмов вы лучше узнаете Америку такой, какой она была, чем из фильмов серьезных. Это закон. Может быть, я себе его выдумал. 

Испытание временем проходят только настоящие комедии. Это относится и к театру, и к драматической литературе. 

Карло Гольдони пережил время потому, что мог видеть людей настоящими, такими, какими они есть в своей игре с ценностями. 

Когда я заканчивал институт, все были потрясены произведениям Антониони. По истечению времени, если вы посмотрите какой-то фильм Антониони и не заснете, то вы поймете, что это фильмы ни о чем. Но есть претензия, что автор хочет что-то сказать. Может, я врежу его репутации, но это мое личное мнение.

Если вы ожидали, что я буду рассказывать вам как создается юмор, я, наверное, вас разочарую. Не существует никакого рецепта. Но есть один принцип: если упадет маленький ребенок, это конечно мило, но это будет не так смешно, если упадет серьезный, важный взрослый человек. В этом и заключается главный принцип. 

Я смотрю на человека за столом и думаю: что в нем смешного? Над чем я могу рассмеяться? Под серьезной маской скрывается человек, который живет своей жизнью. Каждый из нас смешон, но не все люди принимают эту истину. 

Человек, который создает юмор – грустный, потому что он много понимает. Он понимает боль мира. Прекрасный юморист Чехов не имел к юмору никакого отношения. Но его юмор прекрасен, и любви к людям в его произведениях больше, чем в прозе Достоевского. Поэтому я Достоевского читать не могу. 

Мне нравятся Ильф и Петров. Их сарказм и ирония очень много говорят о двадцатых годах в Советском Союзе. Более чем другие, серьезные романы, которые мы должны были изучать в школе. 

Юмор по учебнику не делается. Это дело вашего ощущения. 

Как я выбираю актеров? Я спрашиваю себя - хотел бы я с этим человеком провести недельный отпуск? Это зависит от того, имеет ли он чувство юмора, сможет ли играть так, чтобы на него было интересно смотреть. Но, прежде всего, мы должны подружиться.

Я учился у очень хороших преподавателей. Заграницей преподаватели были странного уровня. Сами не снимали фильмы, но учили других. Теоретики. У нас были исключительно профессионалы. Операторов учили самые лучшие операторы. Знаменитые режиссеры. Парадокс социализма - никто не зарабатывал достаточно денег на жизнь, и наши учителя должны были подрабатывать. 

Мне не нравится Тарантино. Очень просто шокировать. И, в то же время, воспитывать у людей цинизм.

Я еще в школе сказал, что о разных вещах я буду говорить честно - что мне нравится, а что нет. Но я не хотел выглядеть дураком среди моих друзей. А потом мне стало стыдно, я сам себе сказал, что всегда буду хотеть видеть голого короля, если он голый. Тарантино я действительно не люблю, потому что ни одного фильма я не досмотрел до конца. И впервые в жизни я слышу, что не любить Тарантино - это снобизм.

Мне нравятся итальянские комедии Моничелли, фильмы Милоша Формана (я ему очень завидую, он лучше чем я), Веры Хитиловой, Александра Пэйна и Вуди Аллена. 

Вуди Аллен основывает свои произведения на словесном юморе. Но есть комедии визуальные. Например, мои. Шутка.

Я люблю актеров, хорошо обращаюсь с техникой. И только оператор пьет мою кровь. Но он так хорошо работает, что я должен простить его. 

Основная ошибка современных фильмов - плохая композиция сценария. Деньги не настолько важны, как заготовленный сценарий. 

Ошибка - снимать жизнь такой, какой она есть. Это скучно для меня. Я знаю какая жизнь. В кино я хотел бы посмотреть, какой могла бы быть жизнь. Я люблю французский фильмы 30-х годов, которые происходят в другом мире и не прикованы кандалами к реальности.

Я никогда никого не просил о работе. Я всегда с самого начала получал предложения. Я мог выбирать, что мне делать. Когда предложений не было, я не работал.

Записал Дмитрий Белобров,

Школа кинокритиков

Фото: ОМКФ

Школа Кинокритиков Школа Кинокритиков , Дневник Одесского кинофестиваля от Школы Кинокритиков
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram