Главный герой картины смахивает на подросшего Холдена Колфилда из романа «Над пропастью во ржи» или на не обремененного семьей Гарри Кролика Энгстрома, персонажа Апдайка, шатаеющегося по Берлину в поисках себя, ну, или хотя бы кофе.
Нико Фишеру (восходящая немецкая звезда Том Шиллинг) почти 30. Он классический кидалт: инфантильный, невротичный, безответственный бездельник-недоучка.
Жизнь Нико полна «простых сложностей» с самим собой и окружающим миром. Девушка его бросает, психолог признает эмоционально нестабильным, отец, узнав, что он два года назад бросил престижную юридическую школу, лишает Нико финансовой поддержки.
К жизненным неурядицам подключаются бытовые. В один прекрасный день с самого утра Нико никак не удается выпить кофе, а это то единственное, чего он действительно хочет. В остальном герой просто плывет по течению, мучимый сомнениями, что же не так с окружающим миром: может, это и не ад буквально, но точно что-то очень странное происходит вокруг Нико.
На кругах этого мнимого «ада» его ожидает множество комичных или просто нелепых ситуаций. Пройдя их он станет взрослее и, взяв жизнь в свои руки, выпьет, наконец, долгожданный кофе (такой себе символ инициации).
Черно-белые «Простые сложности Нико Фишера» с закадровым Нью-Орлеанским джазом – настоящий оммаж Яна Оле Герштера Вуди Аллену времен «Манхеттена» и «Энни Холл». С той лишь разницей, что местом действия стал Берлин, а манера построения кадров позаимствована режиссером у французской «новой волны».
Отсутствие цвета как средства выразительности не приводит к отстранению от героя. Амёбному Нико начинаешь сопереживать, даже несмотря на его раздражающую инфантильность.
Не отторгает от него и явная вторичность. Очередной непонятый взрослый мальчик аля повзрослевший герой Селинджера Холден Колфилд или Кролик Гарри Энгстром из «Беги, Кролик, беги» выписан в фильме очень уж цельно и точно.
Нико Фишера хочется погладить по голове, налить ему пресловутый долгожданный кофе и попросить поскорее вырасти и понять, что мир не только не вращается вокруг него, но и не имеет на его счет никаких намерений.
Если же градус раздражения от лицезрения очередного героя «я не знаю, чего хочу, но точно не этого» на выходе превысит лимит эмпатии, то можно утешать себя тем, что это происходит благодаря действительно блестящей игре Тома Шиллинга. И этот фильм далеко не самое худшее проведение полутора часов жизни.
Анисимова Елена
Школа кинокритиков ОМКФ