В конце прошлого года Советом Национального банка Украины был утвержден документ, в соответствии с которым НБУ будет проводить свою политику в наступившем году – «Основные принципы денежно-кредитной политики на 2017 год». В процессе его подготовки и обсуждения главная проблема лежала в плоскости попытки найти компромисс между сохранением ценовой стабильности и созданием предпосылок для экономического роста. Безусловно, я понимаю, что режим инфляционного таргетирования (ИТ) является гибким и позволяет осуществлять эффективную денежно-кредитную политику даже в быстро меняющихся условиях переходной экономики. Данный режим ИТ является непротиворечивым, так как его целевой показатель одновременно выступает конечным приоритетом денежно-кредитной политики. Но нужно учитывать и то, что в странах с переходной экономикой, а именно к таким относится Украина, сдерживающим фактором для успеха политики ИТ является отсутствие в прошлом этих стран длительного периода макроэкономической стабильности, на основе которого можно определить основные желательные параметры правил таргетирования инфляции.
Американский экономист А.Блайндер, лауреат премии имени А.Смита, резонно замечал, что зачастую наблюдается определенное несовпадение во времени между действиями Центробанка и их влиянием на рост цен и объемы производства в национальной экономике. Инфляция в некотором периоде времени определяется действиями и мерами политики ЦБ, предпринятыми в предыдущие периоды времени. И если сегодняшние результаты в значительной степени определяются действиями, предпринятыми ранее, то роль лагов времени в процессе контроля над инфляцией важна. Понятно, что монетарная политика характеризуется длинным временным лагом - в плане того, когда начинают проявляться ее последствия. Поэтому, с учетом успешных антиинфляционных действий НБУ в 2016 году, думаю, что и в 2017 году мы в значительной мере ощутим позитивные последствия проводившейся ранее политики ИТ. Но, именно поэтому — потому, что уже заложен серьезный базис для обеспечения ценовой стабильности — мы имеем достаточные основания для ориентации денежно-кредитной политики НБУ на содействие экономическому росту. Что мы и попытались отразить в «Основных принципах денежно-кредитной политики НБУ на 2017 год».
В подтверждение правильности такой точки зрения приведу мнение профессора Массачусетского технологического университета К.Уолша, который считает, что монетарная политика имеет возможности оказывать позитивное влияние на объемы производства и при этом грамотная денежно-кредитная политика способна обеспечить такую ситуацию, при которой издержки от роста цен наступят лишь после того, как будет обеспечен экономический рост (образно говоря, такие действия обозначают, что Центробанк дисконтирует будущее). И это должно усиливать мотивацию умеренно стимулирующей денежно-кредитной политики, черты которой Совет Нацбанка заложил в «Основные принципы денежно-кредитной политики на 2017 год».
Еще одной причиной, в силу которой Совет НБУ предпочел несколько смягчить в утвержденном варианте «Основных принципов денежно-кредитной политики на 2017 год» предложенный жесткий акцент на таргетировании инфляции, состоит в следующем - правила ИТ ограничивают свободу действий центрального банка в реакции на изменяющиеся экономические условия. Думаю, что ожидающаяся турбулентность на основных для Украины экспортных рынках, при том, что рост цен на импортируемые энергоносители может существенно превысить подорожание экспортируемых металлов и сельхозпродукции, должна давать Нацбанку больший диапазон действий, чем тот, который предполагает режим таргетирования инфляции. В этом аспекте еще раз подчеркну особую важность способствования со стороны НБУ обеспечения устойчивых темпов экономического роста и поддержки Нацбанком экономической политики Кабинета министров.
Еще один важный нюанс. Сам факт того, что большинство успешных экономик мира в течение длительного периода времени характеризовалось инфляцией на уровне заметно выше нулевого, может быть поводом для постановки под сомнение целесообразности принесения темпов роста экономики в жертву ИТ. Это и стало теоретическим базисом в плане усиления в «Основных принципах денежно-кредитной политики на 2017 год» акцента на создание предпосылок для экономического роста.
В экономике, характеризующейся снижением спроса частного сектора на кредиты и отрицательным предельным денежным мультипликатором, у Центрального банка нет инструментов, позволяющих безусловно достичь целевого показателя инфляции, следовательно, делать единственный акцент на таргетировании инфляции отнюдь не бесспорно с точки зрения выбора наиболее эффективного метода политики НБУ. Поэтому, реализованная по инициативе Совета НБУ определенная коррекция окончательного варианта «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2017 год» в плане весомости цели таргетирования инфляции была направлена на создание предпосылок для возобновления устойчивого экономического роста в Украине.
Мы должны понимать, что цель по уровню инфляции будет эффективно достигнута тогда, когда существует активный спрос на средства для инвестиций и оборотного капитала со стороны частного сектора экономики, а Центробанк будет иметь возможность решать — какую часть этого спроса он удовлетворит. Но таргетирование инфляции вряд ли будет комплексно успешным в условиях, когда компании озабочены стагнацией (или падением) объемов производства и спрос частного сектора на кредитные средства, которые Нацбанк может удовлетворить или не удовлетворить, снижается. Очевидно, что рост спроса на кредиты возможен в условиях ожидания субъектами предпринимательства роста экономики. В том числе и поэтому при подготовке «Основных принципов денежно-кредитной политики на 2017 год» я и отстаивал необходимость содействия экономическому росту, дорогу которому открывает утвержденная Советом Нацбанка редакция этого документа.
Нобелевский лауреат по экономике Р.Лукас однажды сказал, что ему представляется правильной такая политика, при которой происходит формулирование цели с точки зрения объема ВВП, а кредитно-денежная политика формируется исходя из того, что экономика страны должна двигаться к поставленной цели. Если же заменить объем ВВП на ИТ, то такая политика будет выглядеть тоже привлекательно, но в меньшей степени, добавлял Лукас.
Кстати, в профессиональных кругах бытует мнение о том, что если целевой уровень инфляции проигнорируют корпорации, то на него отреагируют домохозяйства. Тут не все так просто. В условиях нездоровой экономики и резкого падения доходов, что особенно остро ощущалось в Украине в 2014-2015 годах, пытаясь хоть в какой-то мере поддержать ранее достигнутый (и ставший на некоторое время привычным) уровень жизни, отечественные домохозяйства активно «проедали» накопления. Вследствие чего избыток средств в секторе украинских домохозяйств устойчиво снижался. В период 2014-2016 годов домохозяйства с лихвой выполнили свой долг по поддержке экономики Украины и определенно не они были причиной длительного экономического спада. Тот факт, что финансовый профицит семейных бюджетов большинства украинцев упал практически до нуля, означает, что домохозяйства достигли предела и без значительного роста доходов от них невозможно ожидать хотя бы поддержания недавнего уровня расходов. А увеличение таких доходов возможно лишь при условии активизации роста экономики нашей страны. Именно поэтому я считаю, что мы должны тщательно готовиться к ориентированию денежно-кредитной политики на максимальное содействие экономического росту в Украине.
И желательно, чтобы темпы роста экономики нашей страны в 2017 году были выше, чем, например, те, которые прогнозирует Всемирный банк, МВФ, Правительство Украины. Считаю, что этому по мере сил и возможностей должен способствовать и Национальный банк Украины.