После терактов в Париже стоило бы вспомнить эти его слова. Проблема терроризма в западных странах вызвана пребыванием жителей бывших колоний западного мира в бывших метрополиях. Это последствия той колониальной политики, которую проводили страны Запада в целом, начиная с XVI века. Франция развернула значимую колониальную экспансию в Северной и Экваториальной Африке, на Ближнем Востоке и в Индокитае еще во второй половине XIX века. Теперь нельзя просто так закрыть границы Франции или выдворить с ее территории мусульман, чтобы не говорили теперь после теракта «горячие головы» - ведь некоторые из европейских мусульман уже не одно поколение живут во Франции. Поступить так, это - резать по живому, да и против всех правил и ценностей современной демократической Европы.
В то же время деятельность радикальных исламистских организаций возможно и нужно пресекать. Это поле для работы спецслужб, это вопросы их эффективности. Но это, конечно, нескорый процесс. При этом современным европейцам стоит вспомнить, что родиной современного террора были, как раз, Франция и Россия, но никак не Ближний Восток, индивидуальный террор на котором закончился еще в XII веке, после уничтожения монгольскими завоевателями ордена ассасинов, практикующих тайные убийства. Француз Луи Огюст Бланки и русские Михаил Бакунин и Сергей Нечаев - идеологи европейского террора. Именно они были все-таки первыми террористами современности. Другой вопрос, что европейцы, в отличие от мусульман, это уже преодолели. Но совсем недавно. Итальянские «Красные бригады» и немецкая «Фракция Красной Армии» чинили террор практически до конца XX века.
Так что винить сирийцев в том, что они бегут в Европу от бомбежек армий Запада, который решил в 2003 году дать этому региону политическую демократию западного же образца, к которой они, как оказалось, цивилизационно не были готовы, по меньшей мере не логично. Люди всегда стараются бежать от войны в страны, где выше достаток и выше безопасность. Вся история Европы первой половины XX века - подтверждение тому. Когда-то в США из Европы бежали сотни тысяч иммигрантов - от войны, разрухи и бедности. И не европейцам обвинять теперь сирийцев в том, что они ведут себя ровно так, как они вели себя в недавнем историческом прошлом. Кстати, итальянские анархисты также были большой проблемой в США в начале XX века, а сирийцы не сплошь террористы. Не стоит забывать и тот факт, что биологическим отцом Стива Джобса был сирийский инженер из Хомса - Абдулфатта (Джон) Джандали. Но все-таки, конечно, современная проблема исламского терроризма очень серьезна и требует принятия безотлагательных мер.
Как затронут эти процессы Украину? Я думаю по-настоящему массового переселения в Украину иммигрантов из горячих точек мира пока не предвидится. По простой причине - наше экономическое благоденствие находится в жалком состоянии. А беженцы бегут пока в богатые страны, которые могут позволить себе их содержать. Уровень готовности наших элит в проведении реформ - низок. Так что я не предвижу в скором будущем улучшения нашего экономического положения, а, следовательно, и массового притока беженцев. Специфическая взаимосвязь, но тем не менее…
Теперь скажу о чрезвычайно важном. Учитывая, что террористы мстят тем станам, которые участвуют в бомбардировках, украинскому правительству следует быть очень внимательным, чтобы не позволить втянуть себя в эти международные «военные игры». Тем более, что у Украины на Ближнем Востоке не может быть никаких геополитических интересов. Нам есть чем заниматься в ближайшие 20 лет - строительством новой экономики. На этом надо и сосредоточиться. А немногочисленными беженцами, которые все же тут окажутся, на предмет выявления среди них вероятных террористов следует заняться нашим спецслужбам в тесном контакте с западными коллегами. Для этого необходимо установить на уровне этих спецслужб отношения по совместной координации работы по пресечению деятельности подпольных террористических групп, ячейки которых могут находиться, в том числе, и в Украине. Но это и так, я думаю, понятно нашим руководителям. Думаю, что тут пригодится уже полученный опыт в противостоянии с российскими войсками и террористами из ДНР/ЛНР.
А в перспективе, если мы будем иметь развитую экономику, то мы сможем найти и решение иммигрантской проблемы, которая возникнет у нас никак не раньше, чем через 10-15 лет. Но к тому времени и западные страны смогут выработать определенные эффективные алгоритмы в работе с исламскими террористами, и у нас будет достаточно сил, как у достаточно развитого в экономическом плане государства, чтобы справиться с этой проблемой. По крайней мере будем надеяться на это.
Вряд ли мир в будущем откажется от экономической глобализации, это было бы значительным шагом назад в развитии человечества. Поэтому и «исламский вызов», и вызов растущей экономической и политической мощи Китая, Европе и остальному Западу, придется ассимилировать. Потому что военный путь и путь репрессий по отношению к растущей «иммигрантской волне», как сейчас, так и в будущем - это тупиковый путь. Украина, как часть западной цивилизации, должна также подготовиться к этим будущим угрозам ее развитию. Но на это еще есть время.
Закончить хочу тоже цитатой из Самюэля Хантингтона: «В 1950-х годах Лестер Пирсон высказывал предостережение: человечество движется к эпохе, когда различные цивилизации научатся жить рядом в мире, обмениваясь друг с другом, учась друг у друга, изучая историю, идеалы, искусство и культуру друг друга, взаимно обогащая жизнь каждой из них. Альтернативой в этом переполненном маленьком мирке будет непонимание, напряженность, столкновение и катастрофа».
Мы никоим образом не должны этого допустить в Украине. Сделать это весьма непросто, но возможно. Другого выхода у нас нет.