Я очень хорошо помню, что делал в тот день - "09.11", как говорят американцы Я готовился к спектаклю совместно с Цюрихским балетом - его "визитной карточке" - "Гольдберг - вариациям" Баха в постановке Хайнца Шперли. Зашел в оперный театр, где увидел людей, бросивших работу и с побледневшими лицами уставившихся в экран телевизора. "Что происходит?" - "Война".
Через минуту все охнули - в прямом эфире рухнула вторая башня WTC.
По-моему ощущению именно тогда и начался XXI век. Именно тогда стало ясно, что Фукуяма ошибся. И "золотой век" Клинтона, гедонизма, разрядки подошел к концу.
Никогда не забуду вечерний спектакль в Цюрихской опере. Публика вела себя тихо - как на кладбище. Между номерами никто не хлопал, привычные улыбки танцоров в веселых вариациях пропали - балет превратился в странный реквием, "танец- макабр", где с черным юмором Бах посмеивался над нашим человеческим легкомыслием. "Вы строите планы на будущее? не смешите Бога..." И только на трех минорных номерах баховской партитуры из глаз танцоров, меня, тех, кто был за сценой - просто лились слезы. Остановить их было невозможно,. Я помню, что пару раз сфальшивил, потому что совершенно не видел клавиатуру.
После окончания представления аплодисменты звучали долго, но непривычно тихо. Очень тихо. Никогда не забуду этого жуткого, гнетущего ощущения - вновь и вновь выходишь на поклоны, аплодисменты звучат, но никто не радуется.
Хоррор - муви.
Катарсиса не получилось. Пришло осознание, что новый век может быть не менее страшным чем XX-й.