И пусть второе лето а нашем городе туристический бум, и сотни тысяч туристов фотографируют восхищённо старые дома, Дюка и Потёмкинскую лестницу. У приехавших второй раз восхищение меньше, приезжающие постоянно начинают замечать недостатки.
Одесситы видят их каждый день.
Надо сказать, что нас спасает природа. Море. Воздух. Закатное небо, которое бывает иногда восхитительным. Гости города не отделяют природу от самого города, для них всё это – Одесса. И достоинства часто перевешивают недостатки.
Одесситам в это плане не повезло. Они ежедневно наблюдают то, что делают с городом люди. Как они уродуют то, что дано природой, и то, что было построено предыдущими поколениями одесситов, искренне любивших свой город. Никто не восхищается «новоделами» - золотой фонд Одессы составляют дома, построенные в 19-м, начале 20-го веков. То , что строят сегодня, не поддаётся никакой критике. Аркадия, бывшая когда-то районом курортным, превратилась в «Аркадия-Сити» - толчею небоскрёбов и магазинов на уродливой аллее. На площади Толстого, в старом центре, посреди традиционно низкой городской застройки выросли дома в семнадцать этажей, втрое выше нормы. Потёмкинскую лестницу разбили «для ремонта» и бросили. Ну а в порту давно уже чернеет пустая высотка гостиницы, изуродовавшая вид с Приморского бульвара. Город убивают давно и планомерно.
Когда-то в очередной свой приезд в наш город Юрий Луценко сказал: «Вы тут так хорошо живёте, потому что Киев об этом не знает».
Киев уже знает. И с его молчаливого попустительства «хозяева города», выходцы из 90-х со всем соответствующим архетипом мышления и поведения - и это отнюдь не только официальные городские власти, - творят с ним всё, что хотят. А хотят они известно чего – заработать. И ладно бы – зарабатывайте, но не разрушайте. Не получается – тотальное отсутствие образования, вкуса и порядочности вкупе с пришедшей в руки властью творят непоправимое. Эстетика города умирает – он застраивается однотипными многоэтажками, и застройка эта идёт параллельно с обветшанием и разрушением старого центра. Эстетика никого не интересует – застраивают каждый свободный участок земли.
Агрессивное невежество взяло верх. Виноваты в этом все – те, кто разрушал парадные своих домов, те, кто голосовал «за гречку», те, кто покупает квартиры в уродливых новых домах. Хотя – где им ещё покупать?
У Одессы были градоначальники, которые отдавали ей всё, что могли. Ришелье, после одиннадцати лет блестящего управления городом, уезжая в Париж, чтобы занять место премьер-министра Франции, оставил городскому лицею свой доход за несколько лет, пожалованный ему императором. Григорий Маразли подарил Одессе здания Художественного и Археологического музеев, здания бактериологической станции и бесплатной народной читальни. Список можно продолжать.
В двадцатом веке ситуация ухудшилась, сегодня – ухудшилась драматично. Во власть приходят отнюдь не для того, чтобы дать что-то городу. Приходят для того, чтобы у него забрать. А забирать уже почти нечего.
Появление этого текста вызвано отнюдь не только огорчением от того, что Одессе не позволили принять у себя «Евровидение». Безусловно, конкурс оживил бы город, в любом случае были бы сделаны инвестиции в инфраструктуру, возможно, наконец заработало бы новое здание аэровокзала – аэропорт в Одессе давно является позором города.
Однако это, пожалуй, только отсрочило бы необратимые изменения к худшему, происходящие с городом.
Виталий Оплачко написал в своём Фейсбуке: «Сто лет мы уничтожали дивную эклектику Леванта. Не только архитектуру, но и душу города, изгоняли лучших, пресмыкались (и продолжаем) перед бандитами во власти. Город устал: хотите изуродовать Аркадию? Да пожалуйста. "Жемчужины" рядом с домами Бернардацци? Нет вопросов. Мы на всё согласные... Город, вообще, не может уже сам с собой справиться - он растет как некоторые виды опухолей, пожирая себя».
Согласен с ним абсолютно.
Одесса уже не будет прежней – изящной, лёгкой, стильной, элегантной. Какой она станет – покажет время.