В прошлом году Крым принял почти 4 млн украинцев, 1,3 млн россиян, 250 тыс белорусов, полмиллиона граждан ЕС,Турции, Азербайджана, Казахстана, Израиля и других стран. При этом, наибольший рост турпотока был именно из ЕС и Турции. Не случайно. К этому стремились. Проект по продвижению крымских оздоровительных курортов «Дни Крыма» в подготовке прошлого сезона провели в Риге, Берлине, Лондоне, Вене, Стамбуле, Анкаре, Баку. Количество круизных судозаходов в порты Ялты, Севастополя и Феодосии достигло 144 (в 2012 было 96 судозаходов) и стало рекордным за годы украинской независимости. Впервые круизы стали заходить и в Евпаторию. Стабильный рост числа иностранных туристов в последние 4 года вызвал увеличение трат крымских здравниц и отелей на обучение персонала и на приведение в порядок инфраструктуры. В подготовку сезона 2013 крымский турбизнес вложил (и это лишь официально) 470 млн грн, это на треть больше чем в подготовку 2012 года.
Подготовка сезона 2014 провалилась в самый ответственный период в феврале-апреле. Это и "зеленые человечки", и транспортный коллапс, и безумные очереди на переправах где смешивались туристы с военными и "казаками", бредовые идеи с единым билетом на самолет-пароход-поезд-паром-автобус с нестыковками по времени пересадки, это еще и паралич банковской системы. К маю готовыми принимать туристов оказались лишь четверть отелей и 10% здравниц. Всего за первое полугодие санаторный комплекс Крыма реализовал 20% от прошлогоднего количества койко-дней (есть такой старинный, но верный KPI). Заполняемость действующих здравниц в июне составила 32%, в прошлом году на аналогичную дату показатель был 48%, ну и здравниц работало значительно больше.
Отельный сегмент прошел полугодие еще хуже. Но не везде, в отелях Симферополя случился настоящий "туристический" бум. "Даже не мечтали о таком! Загрузка 100-105%, дополнительные места все проданы! Подняли цену на 80%, и это никого не испугало! Выкупали сразу на 15-20 дней, а некоторые номера выкупили на месяцы!" - прокомментировал ситуацию восторженный директор одного крупного отеля крымской столицы. Так въезжали в Крым российские фсбэшники, грушники, "российские СМИ" и многочисленные чиновники. К туризму это, конечно, имеет далекое отношение... Так родился новый вид туризма – «по случаю аннексии» или «в связи с оккупацией». Цель поездки: «аннексия территории».
Летом ситуация начала резко меняться. Здравницы и отели, которые открылись к июлю, а это около 35% от общего их числа начали массово принимать семьи беженцев из Донбасса. Очень не курортное настроение и атмосферу привезли беженцы в Крым. Этот вынужденный "туризм" имел свои оттенки и специфику. Именно этот сегмент "отдыхающих" повлиял на среднюю продолжительность пребывания в здравницах и отелях Крыма, которая выросла значительно. По достоверной и официальной информации, которой располагаю, вместо прошлогодних почти 4 млн украинских туристов полуостров в этом сезон принял 370 тыси география этого потока - Восток Украины. Средний срок отдыха вырос на 30% в сравнении с 2013 годом.
Почувствовать лично "крымнаш" в августе ринулся поток россиян, впечатленных "трогательными репортажами" НТВ, РТР и ОРТ с места событий. Первое, что им пришлось прочувствовать: Крым без Украины – это остров. Действительно, комфортным маршрут в Крым через пролив назвать нельзя, а путь назад стал для многих испытанием. К тому же дефицит и/или дороговизна многих товаров частого потребления, да еще и общая нервозная атмосфера оставили впечатление: "крымнаш», но Сочи ближе и дешевле". В прошлом году 1,3 млн россиян отдохнули и оздоровились в Крыму, тогда они составляли 20% от всего турпотока. Текущий сезон "сделали" россияне, обеспечив 70% потока. Впервые, основным маршрутом стал именно путь через паром «Керчь-Кубань». Его выбрали около полумиллиона туристов, то и дело мешая переброске военных частей в Крым. Около 350 тыс туристов из России добрались самолетом. Еще недавно "международный" аэропорт Симферополя пришлось полностью переориентировать на рейсы всего лишь по одному направлению - из России. К слову, в 2013 году аэропорт принял и отправил почти миллион пассажиров из 16 стран, в том числе около 500 тыс туристов.
Железную дорогу в аннексированный Крым предпочли порядка 300 тыс россиян. Это рекордно низкая цифра. Ещё бы, путь через Украину, где "снимают с поезда и - в Нацгвардию" выбирали лишь подготовленные. Всего российских отдыхающих за 9 месяцев этого года - 1 млн 150 тыс, до конца года эта цифра может увеличится на 150-200 тыс. Иностранных туристов из стран ЕС, Турции, Азербайджана, поток из которых стабильно рос, в этом году практически не было. Крупные лайнеры тоже обходили полуостров стороной. Таким образом, Крым принял в этом сезоне 1,5 миллиона туристов. Возможно, до конца года количество достигнет 1,8 млн. При таких показателях туристический комплекс Крыма катастрофически убыточен.
Немного сглаживает ситуацию налоговый и юридический коллапс, которым вынужденно воспользовался турбизнес. Кроме отчислений в местный бюджет с зарплат, крымский бизнес фактически получил налоговые каникулы. Конечно, такие каникулы по уровню радости и удовольствия сравнимы с каникулами в школах Донбасса. Вместе с этим, налогообложение именно санаторного комплекса, то есть предоставление медицинских услуг в РФ лояльнее украинского. Например, нулевая ставка НДС (которую в Украине давно добиваются), на треть меньше начисления на ФЗП.
Углубляется географическая диспропорции и поляризация. Админцентры Севастополь и Ялта, как главные элементы туристической части патриотического порыва «крымнаш», почувствовали "новые приливы". В то же время весь остальной крымский турбизнес простоял и получил убытки (исключение - Сакский грязевой курорт) . В том числе курорты Евпатория, Большая Алушта, Феодоссия, а именно в этих регионах самый большой процент крымчан живущих за счёт туризма. Псевдооценки и ощущения, которые декларирует крымская власть не отражают реальную картину и уже к концу сезона во всех этих регионах население, привыкшее к другим заработкам, своим карманом оценит "выгоду" аннексии.
Вот еще и проект Солнечная Таврика (ГП РФ, объединяющее государственные санатории и пансионаты), на который возлагались большие надежды, показал полную недееспособность. Государственные здравницы, которые были отобраны у Украины, имели хоть какой-то наработанный рынок "социальных" отдыхающих. Проблема их интеграции в современное понятие туристического рынка имеет очень глубокие корни. А энтузиастский подход этого проекта, который держится на принципе слепой веры в то, что 150 предприятий вдруг зафункционируют эффективно и станут конкурентоспособными говорит о неумении реально оценить ситуацию. В санаторном комплексе уже сокращено более 12 000 человек.
Еще один бум текущего сезона в турбизнесе - это массовая смена собственников здравниц, отлей и ресторанов. Большинство успешных туристических объектов завершают сезон уже с новым собственником. Мне известны десятки примеров. В основном вышедшие из бизнеса иностранные и украинские собственники выгодно продали курортные объекты маасковским"предпринимателям", которых не столько интересовал туризм, сколько выполнение команды "скупать!". Большинство новых "счастливых обладателей" приобрели туробъекты , как непрофильные активы и понятия не имеют, что с этим делать. Этот фактор вскоре станет очень заметным.
Облик индустрии гостеприимства формируют туристы, как и спрос рождает предложение. Облик крымского курорта существенно изменился. Перспективы международного курорта растаяли как дым. Нарисовался четкий контур будущего места полуострова в мире. Это контур непотопляемого авианосца, контур военной базы.
Этого ли хотели крымчане? Точно нет. По данным социологии,проведенной "Центром Разумкова" в 2012 году 72% жителей АРК считали, что главным направлением в развитии полуострова должен быть туризм. Интересно, но так говорили и жители совсем не курортного крымского севера и степных районов, они видели перспективу в обеспечении туристического потока товарами их производства. Туризм в Крыму отличался высокой тенизацией, и в доходах местного бюджета он занимал 4-6%, но вместе с тем более 100 тыс семей крымчан получали доходы лишь от курортной сферы. Туристический бизнес - это креативный класс, люди способные двигать всю территорию к прогрессу и ценностям свободы. Тяжелее всего придется именно этому сообществу крымчан, привыкшему к демократии, самостоятельности и к своей приоритетности.
P.S. Cправедливости ради, стоит обратить внимание на статус туризма и в Украине. Так низко его никогда не опускали. А ведь с помощь внутреннего туризма можно объединять страну. Грамотный туристический имидж способен привлекать иностранные инвестиции, а через удовлетворение турпотока собственными товарами, можно создавать новые рынки для украинских производителей. Но пока в Украине этого не понимают. Государство исключило туризм из повестки дня, у власти нет координатора этой отрасли, нет программы развития, нет видения и на месте ситуация не стоит, она ухудшается.
Текст в сокращенном виде выходил в журнале "Новое время".