Горький опыт Греции показал: при выходе из кризиса ключевой вопрос - первична ли проблема управления финансами по отношению к структурным изменениям в реальном секторе экономики Украины? Или все-таки эта проблема вторична, мол, сначала реформируется реальный сектор, а затем изменяется финансовый рынок страны. Но, думаю, эти сферы очень взаимосвязаны, и решать эти проблемы надо в комплексе. С чего начинать? Конечно, с инвестиций, за счет инвестиционных денег растут экономики без исключения всех стран. И чем выше инвестиционный потенциал государства, тем выше уровень его ВВП. С другой стороны, чем больше страна потребляет, тем меньше средств остается на инвестиции. Соответственно меньше остается источников для экономического роста, особенно в условиях, когда сильно давит огромный груз государственных долгов.
Более того, международные кредиторы могут отказаться от выделения Украине 1,5 млрд. долларов США. Плюс МВФ заявил, что долг Украины перед Россией на 3 млрд. долларов США является государственным, а не частным, поэтому не подлежит реструктуризации. Да и последние события в Украине стремительно развиваются по самому негативному сценарию. Если политики не сумеют удержать стабильность, то мой прогноз - всем нам предстоит выбирать перспективу из двух вариантов:
- либо допускать девальвационный шок с банкротством банков и резким подорожанием «американца»;
- либо печатать новые эмиссии денег и разгонять инфляцию, которая окончательно поглотит финансовые сбережения граждан.
И теперь главный вопрос, откуда Минфин Украины после 24 июля будет брать деньги на обслуживание долгов - решительно непонятно. Объективности ради, стоит сказать, что объем внешнего долга тоже не совсем абсолютный показатель. Здесь важнее даже не сумма заимствований нашим Минфином, а соизмеримость привлекаемых средств с производимой в Украине продукцией, а также способностью КМУ выплатить занимаемые деньги. По-простому это называется «жить по средствам».
Вот в такие моменты особенно остро все начинают понимать, как нужны инвестиции. Так, что же делать для привлечения в экономику Украины инвестиционного ресурса? Прежде всего, нужен стабильный финансовый рынок. К примеру, в связи с девальвацией гривны, существенно снизились наши издержки. Поэтому прибыль предприятий может сегодня стать одним из основных источников внутреннего рынка для инвестиций в производящую экономику. И не менее важным источником инвестиционных длинных денег должны быть также сбережения наших финансово состоятельных граждан.
Также эксперты Института развития экономики Украины предлагают участникам рынка совместного инвестирования концентрировать свои усилия на том, чтобы финансовые ресурсы, которые сейчас в стране очень ограничены, всё же постоянно шли в инвестиционную сферу. Без этого, безусловно, не будет ни оздоровления экономики, ни тем более экономического роста, что также является следствием того, что прибыль ряда украинских предприятий не капитализируется в инвестиции. К тому же у нас происходит еще более драматическое явление – это то, что снижение издержек наряду с оттоком капитала ведут к дальнейшему росту эмиграции работников и специалистов (причем, наиболее квалифицированных и трудоспособных). Словом, если мы хотим уже сегодня активизировать инвестиционную деятельность на внутреннем рынке Украины, то нам нужно менять привлекательность национального рынка совместного инвестирования для инвестиций и для компетентных специалистов, включая топ-менеджеров. И только тогда мы сможем по результатам работающей экономики обслуживать госдолги.
Итак, теперь мы прекрасно знаем, что в Евросоюзе есть государства, которые не очень хорошо развиваются, например, страны юга Европы. Хотя, например, Италия – это четвертая экономика Европы, а там обязательств в абсолютном выражении значительно больше по сравнению с Грецией. Да, госдолг Греции по отношению к ВВП – 170%, а в Италии – 120%! Это огромные цифры! Что это значит? А то, что в перспективе мы столкнемся с тем, что за деньгами, за помощью, за гарантиями придут и Португалия, и Ирландия, и Испания, и, конечно же, Италия. И денег на всех не хватит. Это совершенно очевидно. Думаю, в этой очереди мы последние.