Но сейчас всё стало намного сложнее и тяжелее, мы наблюдаем лавинообразное развитие кризиса и получаем его новые механизмы. Значит, должны очень быстро меняться методологии оценки рисков. Однако этого не происходит. Не зная альтернативных решений и особенностей украинских реалий, министры-иностранцы выбирают между плохим и очень плохим сценариями. Какой очень плохой? Это заставить рискнуть украинцев, не привыкших за последние годы к таким сильным затягиваниям поясов, через короткое время столкнуться с проблемой элементарного голода. А какой плохой сценарий? Это запуск печатного станка неограниченное количество раз и разгон маховика инфляции. К сожалению, в текущих реалиях министры-иностранцы думают и действуют только в таких категориях. Недавно даже один депутат мне откровенно признался: «Если у нас в стране выбирать между инфляцией и полной остановкой, т.е. коллапсом всей банковской системы, то инфляция, наверное, лучше». Значит, дальше будет хуже. Поэтому у многих моих коллег-предпринимателей очень пессимистичный взгляд на судьбу наших рынков, особенно украинского фондового рынка, который должен обеспечивать перетекание капиталов из различных сфер экономики страны. Поэтому мое видение такое: товарный, финансовый и другие рынки Украины будут жить своей тяжелой жизнью, не связанной с изменчивостью редких прогнозов отдельных наших политиков и крупных чиновников. И, к сожалению, уровни объемов сделок будут продолжать снижаться, а различные рыночные риски, наоборот, возрастать.
При этом вся проблема «сжигания» госдолгов Кабмином А.Яценюка с помощью высокой инфляции будет еще больше упираться в то, что темпы создания им новых и еще больших долгов будет опережать «сжигание». К сожалению, пока происходит именно так и никто не может отрегулировать эту скорость. Но почему не получается у министров финансово-экономического блока? Да потому, что уровень жизни населения неуклонно падает. И ко всему этому вся нынешняя экономическая система находится в разбалансированном состоянии.
Вот в такие моменты Арсений Петрович и должен прилагать огромные усилия для того, чтобы удержать эту систему в целом. Ведь под самой экономической системой, судя по всему, довольно существенно колеблется фундамент. И с этой проблемой сегодня никто в Кабмине не знает, что делать, как и значительное число народных депутатов, объединенных в коалицию, не готовы обсуждать публично и фиксировать в своих телевизионных отчетах в ходе ток-шоу, растущий масштаб социально-экономических проблем.
А история с депутатской рабочей группой по тарифам ЖКХ и коррупционные скандалы в ВРУ – нагляднейшая тому иллюстрация, мол, несмотря на то, что на поверхности всё хоть и стремительно ухудшается, но для западных партнеров выглядит еще весьма не плохо. Зато под поверхностью масштаб проблем просто огромный, часики запущены, уже тикают. Неверные экономические решения и риски в Украине растут. Спорить тут нечего. И может скоро так оказаться, что наша система разделения труда станет настолько сложной, а вернее запутанной, что при недоразвитой национальной финансовой системе её уже поддерживать будет невозможно.
Сейчас мы видим, что ресурсы НБУ по рефинансированию банков практически иссякли, а 30-процентная учетная ставка Нацбанка не снижается, иными словами, экономику далее стимулировать нечем. На днях миссия МВФ в Украине значительно ухудшила прогноз дальнейшего падения нашего ВВП в текущем 2015 году с 5,5 % до 9 %.
Думаю, уже всем ясно и понятно, что нам давно пора придумывать что-то новое и, возможно, радикальное для стабилизации экономики. Но, чтобы появилось что-то новое, его нужно делать.
С чего начинать? Я бы, прежде всего, взялся за решение ключевых проблем экономики Украины. Например, с фундаментальной точки зрения решил бы проблемы внешних и внутренних долгов, стабилизировал уровень дефицита госбюджета, сократил объем стрессовых активов корпоративного сектора экономики и т.д. Поставил бы в первую голову оздоровление экономики, т.е. улучшение состояния бюджета, а затем - выбор новой экономической системы.