Не вижу улучшений в экономике против моего негативного прогноза

Рецессия в Украине сохраняется, и ничего с этим не могут поделать финансово-экономические власти. Эта ситуация жестко диктует проблемы со спросом. И есть ожидания, что он и далее будет сокращаться. Плюс нарастают неопределенности с курсом гривны и уровнем инфляции.

Фото: dokument.pp.ua

По падению промышленности к началу 2015 года я уже увидел то, что соответствует моим ожиданиям. Снижение объемов производства в базовых отраслях экономики Украины за год составило 9,6%. Обвалились целые сектора, а розничная торговля и вовсе оказалась хуже ожиданий из-за резкого сокращения спроса и роста инфляции. «Объемы производства в промышленности снизились на 10,7%, в строительстве - на 21,7%, оборот розничной торговли уменьшился на 8,6%», - сообщило НБУ.

Это очень тревожный сигнал, т.к. последние несколько лет практически единственным локомотивом роста экономики Украины были наши потребители. Соответственно падение розничной торговли ничего хорошего не сулит. И эти показатели хуже ожиданий экспертов. Не знаю, насколько точен и прав мой коллега, но на прошлой неделе в ходе очередного «Круглого стола» он утверждал, что в Украине один из самых энергоёмких ВВП. И субсидии промышленным потребителям энергии, в частности, газа настолько велики, что нет достаточных стимулов его экономить. Наоборот, есть стимулы воровать газ. К тому же для частного сектора субсидии еще большие, поэтому, взяв газ на потребности частного сектора, есть смысл перепродать его потом промышленным предприятиям, и на этом заработать «немного» денег. И это лишь малая доля целого потока коррупционных схем в этой отрасли, операционную деятельность которых до сих пор никто не остановил. Плюс он приводил в качестве примеров и много других страшилок. Увы, но не назвал хотя бы один позитивный пример.

Анализируя действия правительства и НБУ, у меня очень большие сомнения в том, что в ближайшей перспективе можно рассчитывать на какое-то улучшение против моего негативного прогноза. Даже оснований для этого не вижу. Также не вижу сколько-нибудь характерных признаков стабилизации на наших рынках. Правда, есть определенные надежды, связанные с сельским хозяйством (благодаря рекордному урожаю зерновых культур в прошлом году), но опасаюсь, что моим ожиданиям в текущем году, возможно, не суждено будет сбыться. А вообще прогноз на 2015 год снижения ВВП на 5% - это неплохой показатель в части ожидаемого развития событий.

Если же характеризовать с начала года ситуацию на валютном рынке и с курсом гривны, то мы наблюдаем что-то вроде «качелей». Например, немногим более месяца назад курс сильно качнулся в сторону обесценения гривны, затем, спустя несколько недель, ушел в противоположную сторону, а именно ее удорожания. Конечно, не без жестких административных мер. Плюс НБУ сумел придавить на валютном рынке отток капитала из Украины. И, думаю, немало экспортеров и валютных спекулянтов до сих пор находятся в некоторой растерянности и даже экономическом шоке.

Остается много рисков и неопределенностей, связанных с неизвестным для нас сроком, в течение которого НБУ и Кабмин будут своими административными мерами поддерживать на данном уровне инфляцию. В эти дни, беседуя с коллегами из бизнеса, понимаю, что у них сейчас велика неудовлетворенность из-за упущенной выгоды заработать большую прибыль. А это в свою очередь формирует у них отложенные ожидания, мол, как только ситуация немного изменится – мы тут же поднимем цены. Это особенно опасно и для рынков, и в целом для экономики, т.к. создает инфляцию ожиданий.

С этим явлением в первую голову должно бороться правительство и Национальный банк. Упустят момент, будет еще хуже. Поэтому пока уровень инфляции ожидаю около 20%. А судя по тому, как стремительно развиваются в последние дни события, впредь такие вопросы, почему одним вершки, а другим корешки, уже никто задавать не будет.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram