Но обо всем по порядку. В ответ на заявление международных музейных организаций ICOM и ICOMOS с критикой деятельности нынешнего министра Минкульт выдал аж два текста: один хамский, другой не очень. Напомним, в открытом письме музейщики изложили все свои волнения по поводу работы Минкульта, особенно в музейной сфере. Ключевые претензии: непрозрачность кадровой политики (решения о назначениях спускаются сверху, без какой-либо конкурсной основы, которая могла бы эту прозрачность обеспечить) и отсутствие реформ в отрасли.
Минкульт на заявление отреагировал болезненно, заявив, что оно было подготовлено кулуарно и вообще, защищает директоров музеев, назначенных при режиме Януковича-Азарова. Похоже, Янукович-Азаров вместо того, чтобы стать поводом для глубокого анализа сложившейся ситуации как в стране, так и в культуре, превращаются в Бабайку, которым Минкульт собирается прикрывать собственную, мягко говоря, неконструктивную деятельность. Позже на сайте министерства появился еще один ответ ICOM и ICOMOS, в котором ведомство привлекло свидетелей своей правоты: Светлану Стрельникову, гендиректора Национального научно-исследовательского реставрационного центра, и директора Киево-Печерского заповедника Любомира Михайлыну. Оба якобы подтверждают, что заявления организаций готовились без их ведома. Михайлына, напомним, находится в числе тех директоров, увольнением которых пригрозил гуманитарный вице-премьер в начале своей каденции.
Каденция министра, к слову, длится уже сто дней. По этому поводу министр созвал пресс-конференцию, о которой, раз уж мы вспоминаем Януковича с Азаровым, оповестили вполне в духе прошлой власти: за полдня до ее начала.
На встрече с журналистами министр должен был бы отчитаться о своей деятельности за 100 дней, но он в очередной раз перечислил направления, в которых будут осуществляться реформы в подведомственной ему сфере (если это можно назвать реформами, конечно). Что министр реально сделал за 100 дней работы за деньги налогоплательщиков, кроме заявлений, осталось неясным.
Коротко пройдемся по четырем направлениям, в которых обещаны реформы.
1. Охрана памятников. Министр пообещал в апреле представить законопроект об охране культурного наследия. Музейщики отмечают, что законопроекта этого они в глаза не видели. Кто занимается его разработкой, неизвестно. Судя по открытому письму археолога и члена Украинского комитета ICOMOS и комитета Blue Shield Ukraine Тимура Бобровского, Минкульт не сотрудничает даже со структурами, которые организованы внутри ведомства: например, с Музейным советом.
2. Поддержка украинского кино. Министр заявил, что сейчас идет работа над законом о введении сбора на поддержку национального кино. Телеканалы и провайдеры этот сбор платить не хотят, но по словам министра, “процесс поиска компромисса идет”. Отметим, что параллельно свой законопроект о сборе на украинское кино разрабатывает глава парламентского комитета по вопросам культуры и духовности Николай Княжицкий с коллегой Сергеем Тарутой. Тарута даже призвал на помощь Катерину Копылову, бывшую главу Госкино, которая консультирует его в этом вопросе. Очевидного диалога между Минкультом и комитетом в ВР до сих пор не наблюдалось, поэтому не исключено, что в какой-то момент мы увидим несколько законопроектов на одну и ту же тему, внесенных в Верховную Раду. Разница только в том, что законопроект Княжицкого-Таруты обсудили в профильном сообществе на круглом столе и решили, что его нужно дорабатывать, а проект Минкульта никто до сих пор не видел.
3. Финансирование культурных мероприятий. Об этом мы уже слышали: приоритет в госфинансировании – у мероприятий, которые проводятся для АТО или в зоне АТО. Почему эта временная мера (война ведь когда-нибудь закончится, правда, господин министр?) называется одним из направлений реформирования в культуре, остается только догадываться.
4. Контрактная основа в театрах и учреждениях культуры. Минкульт разрабатывает целый законопроект на эту тему, над которым работает “группа профессионалов, в которую входит много выдающихся режиссеров, драматургов и известных в мире театра людей”. Очевидно, имена этих людей настолько известны, что господин министр предпочел их не называть.
В конце недели определилось еще одно направление деятельности министра: книгоиздание. О лицензировании ввозимых в Украину книг говорил еще предыдущий гуманитарный вице-премьер Александр Сыч, нынешний вице-премьер поднял эту тему снова, при поддержке издателей братья Капрановых и Александра Красовицкого (издательство "Фолио"). Так планируется не допустить попадание на украинский рынок книг антиукраинского содержания, которые, как правило, ввозятся из России.
Об обоснованности подобной инициативы лучше говорить экспертам в книгоиздательской среде, а мы лишь зададимся вопросами: сколько наименований книг ввозится ежегодно из России в Украину и сможет ли экспертная комиссия осилить все эти книги, чтобы решить, пускать их на книжные полки, или нет?
Как видим, ни одно из заявлений, озвученных министром, не дает полного представления о видении министром развития украинской культуры. Ни один законопроект не вынесен на публичное – не внутриминистерское – обсуждение, ни за одним решением не видно проделанной аналитической работы по тому, насколько это решение будет эффективным.
Инициативы “снизу”, вроде группы “Культура-2025”, которая занимается созданием стратегии развития украинской культуры до 2025 года, Минкультом настойчиво игнорируются.
Вместо этого министерство собирает вокруг себя клуб друзей, а критиков записывает в адепты “русского мира” или поклонники Януковича-Азарова. В своем последнем публичном заявлении – в блоге на Украинской правде – министр как раз этим и занялся: назвав критику в своей адрес “дилетантскими истериками” и хамством. Критику в свой адрес глава Минкульта воспринимает как заказную кампанию против себя, но при этом не отвечает ни на один из поставленных ему вопросов: “Дискуссий я не боюсь, но не хочу на них лишний раз отвлекаться”. В конце своего откровения министр культуры не сдержался и сам нахамил, в духе своих дореволюционных предшественников: “P.S. окреме "вибачення" перед директором Нац художнього музею М. Задорожною – не знав, що мій дружній робочий візит Ви сприймете як попередження про відставку. Може середовище спілкування змініть, чи що?)”
Мария Задорожная – директор Национального художественного музея – и, очевидно, следующая цель Минкульта в его люстрационном порыве. Она была назначена в результате проведенного конкурса во время каденции Михаила Кулиняка. Напомним, тогда, после увольнения директора Анатолия Мельника, Минкульт назначил и.о.: галеристку Татьяну Миронову. Вероятность того, что Миронова, не имеющая профильного образования, осталась бы руководить музеем, была довольно высока, поэтому профессиональное сообщество взбунтовалось и заставило Минкульт провести открытый конкурс на замещение должности директора.
Министр же этот конкурс не считает достаточным основанием для того, чтобы оставить Задорожную на посту директора, равно как этого не делает его первый зам Игорь Лиховой. Последний, при представлении нового директора “Софии Киевской”, отметил, что в Украине нет юридических оснований для проведения конкурса и вообще, результаты предыдущих конкурсов в музейной сфере, оставляют желать лучшего. Лиховой, к слову, был заместителем уволенного Кулиняком директора НХМУ.
Несмотря на то, что в Украине действует постановление Кабмина о назначении руководителей государственными объектами хозяйствования на конкурсной основе, в Минкульте основы для проведения конкурсов по-прежнему не видят. Но было бы логично: вам не нравится конкурс, который провел Кулиняк? Проведите свой, докажите, что вам не страшны прозрачные процедуры кадровой политики. Вы же часть правительства реформаторов, если нам не изменяет память.
Но господину министру гораздо проще прикрываться “русским миром”, против которого он якобы борется, и наследием “Януковича-Азарова”, которое, скажем прямо, тоже не на месте выросло: во время президентства Виктора Ющенко ситуация в культуре не улучшилась ни на йоту и ничего для реформирования этой сферы сделано не было. Впрочем, так же, как и во все неполные 24 года независимости. О результатах этой печальной культурной политики – вернее, ее отсутствия, – вам лучше расскажут бойцы АТО.
В своем пламенном тексте в защиту самого себя руководитель Минкульта заявил, что его политика является “содержательно проукраинской”. Боюсь, что политика министра, направленная на консерватизацию украинской культуры, на ручную ее управляемость (ведь министр знает лучше, кого назначить на пост директора “Софии Киевской”, чем какая-то там общественность, и на дискуссии у него “нет времени”), на непрозрачность и хамство в ответ на критику и логичные вопросы в адрес власти, не является проукраинской.
Украина нуждается в реформах и реформы в сфере культуры – это не финансирование концертов в зоне АТО. Это аудит всех ресурсов в культуре, пересмотр их деятельности, создание эффективных механизмов для деятельности культурных институций, для творчества отдельных художников и кураторов (в широком смысле этих слов), это формирование целей, которые мы хотим достичь в краткой и дальней перспективе, это налаживание коммуникации между центром и регионами. Этот список можно продолжать очень долго, что и происходит на уровне инициатив и активной общественности, пока еще не совсем разуверившейся к эффективности своей работы.
То, что предлагает и осуществляет нынешний министр культуры, – это популизм и косметический евроремонт, когда пластмаcсовой “вагонкой” оббивают прогнившие стены. У господина министра много поклонников среди патриотов, это правда: он сумел убедить их, что украинское – это от противного, с которым он и борется. Это ложный путь, который может привести к дальнейшей эскалации конфликта.
Если культуру не начать приводить в чувство уже сейчас, она погибнет и никакие реформы, запланированные в правительстве, работать не будут. Это будет тихо, как и было последние двадцать с лишним лет после развала Советского Союза. А результаты будут громкими: примерно, как залпы “Градов”.
Культура формирует мировоззрение и критическое мышление. Без них в Украине всегда будут голосовать за гречку и давать взятки на всех уровнях, а чиновники или милиционеры будет эти взятки брать, в каких бы красивых автомобилях они не ездили и какую бы люстрацию ни проходили. Если правительство Яценюка в полном составе – да, господин Квиташвили, или господин Абромавичус, вас это тоже касается – этого не осознает, Вячеслав Кириленко утянет его за собой на дно. Штука только в том, что Украина вслед за вами отправляться на дно не хочет.