Вот почему «Государь» должен стать настольной книгой, учебником по созданию и функционированию государства. Основные каноны и принципы, описанные у Макиавелли действуют и сегодня. Что такое Государство? Каковы взаимоотношения власти и общества? Какова роль Личности в постреволюционном периоде? Какова роль Парламента в процессе модернизации системы? И какие ошибки «съедали» Великие Государства и Великих Правителей? Все эти вопросы актуальны для современной Украины. И для того, чтобы создать сильное, процветающее, социально-справедливое и демократическое государство, необходимо «следовать в фарватере» незыблемых основ и правил существования Государств. Давайте проанализируем некоторые из них и переложим на современный этап развития нашей страны и становления Украинской Государственности. Особенно, в постреволюционный период. Поскольку мы живем в парламентско-президентской республике, начнем с Парламента.
1. Если Законы в Государстве изменяются в зависимости от обстоятельств, то установки (правила) не меняются, так как мало принять Новые Законы, надо менять установки (правила).
Прямо картинка из нашего здания под куполом. Принимаются много законов. Патриотические, военные, социальные, антикоррупционные, но… не меняется Система принятия этих решений. Не изменяются правила парламентаризма и повторяются ошибки всех предыдущих созывов ВРУ. Весь тот набор, который и привел, собственно к революции. Политическая коррупция, отсутствие политической культуры, несоблюдение Регламента и отсутствие стратегии развития Государства.
2. (То же про Президента) Новый Государь должен полностью изменить прежние порядки.
Народ свергает своего Правителя и возводит на пьедестал нового с единственной целью – чтобы правление нового Правителя было справедливым. И чтобы сам Правитель был действительно гарантом соблюдения прав и свобод своих граждан. Чаяния народа заключаются в том, чтобы Правитель стал защитником людей от своевластия чиновников , а не покровителем бюрократов в процессе уничтожения своего народа.
Совершенно очевидно, что Президент должен сделать все возможное, чтобы разрушить принципы правления Режима, который был свергнут в результате революции. И создать новые принципы правления, основываясь на устремления своих граждан. В такие переходные исторические моменты именно роль Личности выходит на первый план.
3. Государство обязано помогать народу, если тот нуждается в помощи. Или: Тем, кто назначается на высшие должности, не стоит пренебрегать низшими.
Военное противостояние, экономическая разруха, социальная адаптация – все это не должно ложиться тяжелым бременем исключительно на плечи народа. В то время, как правящая номенклатура и чиновники продолжают функционировать в привычном для себя «тепличном» режиме. «Затягивание поясов» и патриотизм должны развиваться и укрепляться по вертикали. Сверху вниз. Иначе, не возникнет доверия между властью и обществом, что неминуемо приведет к очередному витку конфронтации. А в трудные времена это реальный путь к очередной революции.
4. Люди мечутся от одних честолюбивых устремлений к другим. Сначала они хотят защититься от притеснения, а затем сами желают притеснять других.
История революций и смены власти наглядно демонстрируют, что на волне революционных событий к власти приходят не государственники, но жесткие и циничные политиканы. Которые, воспользовавшись историческим моментом, сами превращаются в тоталитарных правителей, применяя при этом весь инструментарий для подавления инакомыслия. История Украины и менталитет украинцев, к сожалению, способствуют такому развитию событий. Следует, однако, помнить, что «править – это не властвовать, а исполнять обязанности». По закону, и по справедливости. Отсюда еще один фундаментальный постулат Макиавелли.
5. Где царит равноправие - не может появиться единовластие, а где его нет, там не может появиться Республика (демократия).
Согласитесь, что история современной Украины демонстрирует очевидные в этом аспекте негативные тенденции. Любая оппозиция стремиться к равноправию, однако став властью, их лидеры желают править единовластно. Достаточно вспомнить приход к власти «демократического» Кучмы образца 1994 года и чем закончилось его правление. А восхождение на трон Ющенко на волне «оранжевой революции»? А судьба Януковича? Так что, система сдержек и противовесов в парламентско–президентской республике должна стать противодействием от возможных устремлений к единовластию. Именно такая система координат наиболее приемлема в современных реалиях развития общества и государства.
Таким образом, роль социально-справедливого демократического государства сводится к тому, чтобы все государственные институты, включая правоохранительные органы и суды работали бы исключительно во благо общества и каждого отдельно взятого гражданина. В этом есть залог стабильности, эффективности и процветания государства. Создание незыблемых правил существования и неукоснительного следования Конституции является целью функционирования государства. Именно об этом говорит ключевой канон Макиавелли.
В хорошо организованных государствах общество в целом богато, а отдельные граждане бедны.
К сожалению, в Украине все наоборот. Нищее и бесправное общество соседствует с вседозволенностью и богатством отдельных представителей – олигархов и бюрократов. Коррумпированный госаппарат и несправедливое распределение госресурсов создают порочную и нецивилизованную систему функционирования неофеодального государства.
Таким образом, и Президенту, и Парламенту, и Правительству следует менять свои внутренние установки и искоренять порочную систему власти, построенную предшественниками. Эту систему необходимо ломать. И создавать новую. Опираясь на незыблемые и проверенные историей политические каноны Макиавелли. Чтобы круг революций не превратился бы в замкнутый круг…