Первый знак бюджетного кризиса в Украине

«Для финансирования восстановительных работ на Донбассе нужны миллиарды... Мы будем рассматривать законопроект о внесении изменений в Закон о государственном бюджете Украины. Уже сейчас разрыв между доходами и расходами составляет 14,5 млрд. грн., который надо покрывать. Нам снова надо принимать очень сложные решения, за которые я как глава правительства готов брать персональную ответственность», – сказал на вчерашнем заседании Кабмина Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Итак, что происходит с нашей экономикой, у которой уже сейчас дефицит госбюджета 14,5 млрд. грн.?

Фото: Макс Левин

По-моему, если брать «на круг» то, что у нас происходит, - пример Греции очень поучителен. Почему? Потому что по некоторым данным размеры наших обязательств уже в десятки раз превышают размеры доходной части нашего бюджета. Не лишним будет напомнить, что по данным Госстата Украины за I квартал 2014 г. прибыль украинских предприятий составила 101 млрд. 734,4 млн. грн., а убыток - 230 млрд. 211,8 млн. грн. Плюс к этим огромным убыткам, по подсчетам экспертов, на сегодняшний день банковской системе Украины не хватает для стабильной работы около 50 млрд. грн. Вот почему А. Яценюк срочно распорядился готовить изменения в Закон о госбюджете.

Как и прежде, мы снова наступаем на те же грабли. Настоящего реформирования экономики так и не происходит. Почему? Потому что Конституцию Украины с её правильными, в основном, положениями фактически подменил нахрапистый авторитаризм Януковича. В результате в Украине уже почти полгода как Януковича нет, зато по сей день отсутствует независимая судебная система, не обеспечивается неприкосновенность частной собственности, нет независимого от властей законодательного процесса. Рынок вроде бы и существует, но преимущественно без здоровой конкуренции, поскольку в стране по-прежнему свирепствуют монополии олигархов, как правило, с привлечением властного «административного ресурса». Именно поэтому та реальная экономическая модель, которая сегодня функционирует в Украине, в принципе не может быть эффективной. И мы не можем получить бюджета развития.

В таком вот довольно незавидном институциональном состоянии Украина довольно смело погрузилась в проблемы вооруженного конфликта на востоке страны. И естественно очень скоро общеэкономический негатив дал о себе знать. Бюджетные средства стали быстро таять без каких-либо убедительных признаков улучшения состояния дел с кредитованием реального сектора экономики. Выяснилось, что финансовая помощь, оказанная банкам, материализовавшись в доллары, возможно, даже стала уводиться за рубеж, несмотря на грозные окрики руководства страны. И только в эти трагические дни до многих в стране наконец-то дошло, что для определенной части украинской бизнес-элиты, намертво сросшейся с властью, судьба Украины - не более чем пустой звук. Некоторые из них даже не возвращаются в родную страну.

С точки зрения построения современной инновационной экономики годы правления В. Януковича - это годы безвозвратно потерянных возможностей, невиданного расцвета коррупции, тупого блефа с расчетом на пугливую западную публику и основательно дезориентированного украинского общества.

Так что же делать в текущей ситуации? Задача понятная и одновременно очень сложная – это как можно быстрее и эффективнее снизить размеры расходов бюджета, исключить те статьи, которые были пролонгированы коррупционными, административными и прочими ресурсами. Для чего оперативно провести, где надо аудит, контрольно-счетную проверку и т. п. Другое дело, понимают ли наши финансовые власти, что мы уже масштабно вошли в греческий сценарий, учитывая, что в отличие от них, у нас идет война на востоке страны?!

Поэтому сегодня для нас есть фактически два пути. Первый, как сказал вчера на заседании Кабмина А. Яценюк – это снижать социальные издержки, т. е. уменьшать выплаты или замораживать индексацию зарплат в бюджетной сфере, пенсии и плюс повышать налоговое давление на бизнес и богатых. Я предлагаю второй путь оптимизации государственных расходов – это непосредственное сокращение расходов на госаппарат, резкое сжатие зоны коррупции и прежде всего в госзакупках. Например, надо тщательно и с пристрастием проверить государственные закупки на предмет: «Зачем это нужно стране, ведущей АТО на своей территории?». С конкретными и развернутыми ответами на вопросы: зачем именно сейчас этот проект нужен? Что он дает для государства и насколько жизнеспособен? Насколько заявленная цена за услугу или товар соответствует рыночной? Убежден, что после ответов на эти вопросы, очень много слетит и сократится статей расходов из госбюджета.

Правда, на деле всё же скорее сократят зарплаты бюджетникам, а потом, возможно, и пенсии. Но до сокращения пенсий, надеюсь, дело не дойдет, а если и дойдет, то в последнюю очередь. И скорее посоветовал бы нашим властям посмотреть на то, сколько стоят инвестиции в Украине и сколько они же стоят, например, при строительстве дорог в странах ЕС и США. Понятно, что у нас будет гораздо дороже. А вот если все эти цены и сметы проинвентаризировать, то их в первую очередь и нужно будет уменьшать, приводя в соответствие к евростандартам.

Словом, уже нам деваться некуда, надо переходить к бюджетному финансированию по проектам, а не по статьям. К примеру, есть конкретный проект с ожидаемым конкретным результатом – его и финансировать. И тогда мы научимся экономить, не будем впредь вбухивать деньги в бездонную бочку, когда нельзя проверить результат.

Но самое главное последствие вчерашнего заседания КМУ – это то, что был подан первый знак такого плавного бюджетного кризиса в Украине. Конечно, он не мгновенен, и может продолжаться долго. Но он означает то, что государству больше не удастся так дешево, как раньше, занимать деньги.

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram