Во-первых, Навального пытались убить с помощью химического оружия - что было доказано после отправки «пациента» на лечение в Германию. И уже сам этот факт отравления - с последующей публикацией расследования об участии сотрудников ФСБ в попытке убийства - должен был убедить многих скептиков, Навальный - не кремлевский и не чекистский «проект».
Во-вторых, активист после лечения в Германии вернулся в Россию - что само по себе является смелым поступком человека, только что чуть не уничтоженной режимом, на благоразумие которого она рассчитывала.
В-третьих, по возвращении Навальный был задержан в аэропорту вопреки всякой правовой логике, а для предотвращения его встречи с поклонниками, пусть и не очень многочисленными, власть устроила позорную спецоперацию по перенаправлением борту в соседний аэропорта и блокировкой аэропорта «Внуково», где самолет с Навальным должен приземлиться согласно расписанию.
В-четвертых, на днях вышло сенсационное расследование ФБК о дворце Путина под Геленджиком. И, несмотря на то, что о самом объекте известно уже более 10 лет, демонстрация этого пышного богатства обнажила и нищета его владельца, и саму суть коррупционно-мафиозной вертикали, в которую превратилась Россия за путинские десятилетия. К тому же расследование посмотрели более 80 миллионов раз, вероятно, его увидел или слышали о нем практически все взрослое население России.
При этом протест, который состоялся после всех этих знаковых событий, знаковым протестом не стал. И это позволяет сделать целый ряд выводов из «русской прогулки».
Можно говорить о серьезной деградации российского общества как политического субъекта. Если даже попытка убийства человека, демонстрирует гражданам весь уровень наглости действующей власти не вызывает у людей, которые теперь все знают и понимают, никакого особого интереса, это говорит о «советизации» современных россиян. Ведь большинство советских людей - во всяком случае, в Москве наверняка - тоже все знала и понимала, привилегии партийной номенклатуры, тогдашний уровень роскоши и расточительства - ни были особой тайной. Но люди точно знали, что они - отдельно, а государство - отдельно и что они не могут ничего изменить, а значит, не должны рисковать своим будущим. Даже в августе 1991 года ключевую роль сыграла не только пробужденная общественное сознание, но и существование в России параллельной партийным структурам и руководству СССР власти. Люди, которые выходили на защиту Белого дома, выступали в поддержку легитимного президента России, российского парламента и правительства. И то, что позиция руководства РСФСР коренным образом отличалась от позиции руководства СССР, сломало самую модель управления. Советский Союз, попросту говоря, не был на это рассчитан.
Но тогда надо задать себе следующий вопрос: а изменилась бы ситуация, если бы на улицы вышли бы намного больше людей? Ответ на этот вопрос очевиден: изменилась бы только в том случае, если бы эти люди были готовы к противостоянию с силовыми структурами режима, хотя бы - к созданию лагеря сопротивления, не могли бы разогнать бандиты в полицейской форме и который стал бы центром и символом свободы. Лагеря, который мог бы блокировать Кремль и заставить Путина оставить Москву.
Но здесь мы обращаемся к белорусскому варианту. На улицы Минска и других городов Беларуси после последних президентских выборов получалось куда больше людей - и собственно, и пропорционально - чем сейчас на улицы российских городов. При этом эти люди были убеждены в провале Александра Лукашенко на выборах президента, то есть в нелегитимности власти. Но главной идеей белорусского протеста стала именно демонстрация массовости, не играет никакой особой роли при авторитаризме постсоветского типа.
Означает ли все это, что ситуация не может измениться? Еще как может. Ведь суть безразличия - она не в том, что население не поддерживает оппозицию и Навального. Суть безразличия - она в том, что население и власть не поддерживает, ему просто все равно. В 1991 году мир с удивлением наблюдал, как советские люди без эмоций и даже без понимания того, что происходит провожали в могилу сначала КПСС, а затем и Советский Союз. Вот и русские тоже. Они - только зрители в театре, декорации которого вскоре упадут им на головы. Я не собираюсь предсказывать, как это произойдет - никто не знал, как упадет Советский Союз, многие даже не верил, что он вообще рухнет.
Но равнодушие людей, понимание ими того факта, что власть состоит из воров, бандитов и фальсификаторов - важная предпосылка будущего краха.