В российском Ижевске возле здания госсовета Удмуртии, где должна была открыться сессия, совершил самосожжение стоявший в пикете 79-летний кандидат философских наук, доцент, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики гражданский активист Альберт Разин.
Как сообщает сайт Idel.Реалии, рядом с ученым были обнаружены транспаранты, в которых он требовал спасти удмуртский этнос: "И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть".
Получив ожоги, несовместимые с жизнью, Разин скончался в больнице, куда был доставлен скорой помощью.
Видео 18+
Незадолго до случившегося ученый передал члену национального собрания Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» Леониду Гонину копии двух писем - депутатам Госсовета Удмуртии и депутатам Государственной Думы, пишет Новая газета.
Письмо Разина к депутатам Госсовета начинается словами: "Удмуртский этнос исчезает на глазах". Далее он высказал несогласие с недавними изменениями в законе о языках, согласно которым изучение национальных языков в национальных республиках перевели на добровольную основу, и заключил, что это приведет к окончательной утрате удмуртами родного языка.
Разин отметил, что удмурты слабо представлены в руководстве республики и Ижевска, а в депутатском корпусе они составляют лишь шестую часть. По его мнению, это формирует у удмуртов комплекс неполноценности.
По данным Радио Свобода, Разин был одним из ученых, которые летом прошлого года обратились с открытым письмом к председателю Госсовета Удмуртии Алексею Прасолову и депутатам с требованием не поддерживать законопроект об отмене обязательного изучения языков коренных народов России в средних школах, направленный Государственной думой для оценки в регионы.
После заявления президента России Владимира Путина о недопустимости принуждения школьников изучать другие языки народов России, кроме русского, языки коренных народов перестали быть частью обязательной школьной программы. Это вызвало недовольство в нескольких республиках Поволжья. Например, представители татарской, башкирской и чувашской общественности требовали от местных властей отстоять обязательное преподавание их языков, мотивируя это угрозой ускорения процесса их исчезновения.
Результаты всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов показали, что за 8 лет количество людей, владеющих удмуртским, сократилось на 30%.