Виртуальные соглашения
По сравнению с предыдущими годами, визит не стал чем-то из ряда вон выходящим. Наблюдается устойчивая тенденция: подписание десятков договоров на громадные суммы, которые потом вообще не материализуются в реальные проекты. Параллельно СМИ рисуют довольно красивую картинку, выдавая желаемое за действительное.
Например, в 2016 году по результатам аналогичного визита, Кремль хвастался 30-ю подписанными соглашениями, главными из которых назывались строительство высокоскоростной магистрали Москва-Пекин на 7 трлн рублей и железнодорожной магистрали Москва-Казань на 1,1 трлн рублей. В результате, ни один из проектов даже не начал строиться по причине их экономической нецелесообразности.
Мало того, подобные проекты, по словам российских экономистов, вообще невозможны, так как трасса Москва-Казань вместе с новыми составами и обслуживанием окупится не менее чем за 60 лет. И грузовые перевозки по мифической дороге Москва-Пекин не начнутся никогда, потому что эта дорога обойдется в $100–140 млрд, а тарифы будут много дороже даже авиационных. Нигде в мире высокоскоростное сообщение не используется для перевозки грузов, так как себестоимость оказывается запредельной.
Еще больше (а именно 40) договоров подписали по результатам визита Путина в Китай в 2014 году. «Вишенкой на торте» стало так называемое «соглашение века» – широко разрекламированный газопровод «Сила Сибири» (стоимость сделки оценили в $400 млрд), по которому в Китай с 2019 года должны начаться поставки газа. В результате, китайская сторона отказалась финансировать постройку части газопровода на российской территории, а по расчетам независимых экспертов данный проект для Москвы стал абсолютно бессмысленным и убыточным с точки зрения рентабельности, и Кремль пошел на такой шаг только ради пиара.
Что подписали в этот раз
Кроме тезисов о вечной дружбе (хотя постоянных друзей у Китая не бывает, а бывают постоянными только его национальные интересы), а также фраз типа «расширить, углубить, повысить», Путин традиционно привез из Поднебесной вполне длинный список договоренностей. Однако, если отбросить в сторону ворох меморандумов и ни к чему не обязывающих совместных заявлений, то в сухом остатке остаются лишь соглашения в энергетике и, возможно, в авиастроении.
Солидно и максимально приближенно к реальности выглядит лишь энергетический пакет: договорились о сотрудничестве в ядерной сфере а «Росатом» впервые за многие годы получил крупные контракты на строительство энергоблоков для Тяньваньской АЭС в провинции Цзянсу и АЭС «Сюйдапу» в провинции Ляонин.
Кроме того, согласовано строительство в КНР ещё одной атомной станции российского дизайна на новой площадке, а также будет возведён демонстрационный реактор на быстрых нейтронах. Стоимость соглашения довольно внушительная: российские СМИ заявляют о $5 млрд, в то время как китайские говорят о $3,13 млрд.
Однако здесь интересен вопрос в другом – Китай наращивает производство ядерной энергии (к 2030 году китайские власти заявили о намерении построить шесть-восемь новых блоков АЭС) и российские технологии в строительстве энергоблоков на данный момент очень важны для Пекина.
На фоне заявлений Дональда Трампа о необходимости защищать интеллектуальную собственность американских производителей, можно сделать вывод, что китайская энергетика перенацелилась на «Росатом» не случайно. Данный контракт давно прорабатывался с американо-японской "Westinghouse Electric Company", однако нежелание американцев делиться технологическими секретами подтолкнули Китай сделать реверанс в сторону «Росатома», который, по всей видимости, согласен не только передать готовое изделие, но и технологические секреты.
Это подтвердил Артем Лукин, заместитель директора по исследованиям Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета во Владивостоке: «Китай будет сотрудничать с «Росатомом» чтобы получить передовые ядерные технологии для своей атомной энергетики, а также диверсифицировать свои ядерные энергетические контракты за пределами западных поставщиков».
Что дальше?
На повестке дня подписание масштабного торгового соглашения в рамках сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы «Один пояс, один путь», которое, по словам российских СМИ, «призвано стать аналогом Транстихоокеанского партнерства и продемонстрировать расколотому протекционизмом Западу, что такое настоящая свободная торговля». Однако, по оценкам пока что это соглашение существует лишь в форме меморандума: подготовка его конкретных элементов может занять больше двух лет.
С другой стороны, возникает вопрос к содержательному наполнению такого соглашения: ЕАЭС уже давно зарекомендовала себя как «неэкономическая» организация с ведущей ролью российской политической составляющей в ней. Поэтому, что конкретно ЕАЭС сможет предложить экспортно-ориентированному Китаю – остается terra incognita.
Если говорить о двусторонних китайско-российских отношениях, то наблюдается значительный рост товарооборота по сравнению с прошлыми годами. По итогам 2017 года товарооборот с заграницей у России составил $357 млрд, из них импорт — $227 миллиардов; внешнеторговый оборот с Китаем вырос на 31,5% по сравнению с 2016 годом — до $86,9 млрд. Импорт из Китая прибавил 26,1%, составив $ 48 млрд, а экспорт вырос на 38,9%, до $38 млрд.
В 2018 году ожидают достичь отметки в $100 млрд взаимной торговли, однако причины роста абсолютно ясны: Китай наращивает свой экспорт в Россию, в то время как российский экспорт прибавляет в основном за счет повышения мировых цен на сырье. В этой схеме Россия экспортирует в Китай на 70% нефть, уголь и лес, но завозит к себе продукты и товары народного потребления. И причин такому положению много: Китай — это низкие цены и мировой брэнд, в то время как в самом Китае сертификация выстроена таким образом, чтобы по возможности не пустить иностранцев на свой рынок.
В инвестициях ситуация также непроста. Китай в основном вкладывает деньги в разработку российских месторождений нефти и газа, покупая доли российских энергетических компаний, однако не спешит вкладывать в производство. Таким образом, китайские финансы, с одной стороны, поддерживают российскую экономику, но с другой – не позволяют ей выйти на инновационную стадию развития, удерживая ее на уровне поставщика сырья.
Так что высшая китайская государственная награда – Орден Дружбы Китая, вручена российскому президенту не зря: в соответствии с китайским законодательством этот орден вручают за «особый вклад в государственное строительство и модернизацию Китая». Так что в этом плане российский президент абсолютно преуспевает.
Никаких совместных китайско-российских предприятий, на которые так надеялась Москва в своем «Развороте на Восток» не предвидится, так как Китаю не выгодно развивать чужую экономику, намного более важно работать над реализацией своей собственной «китайской мечты». Об этом открыто говорили и представители российской делегации: одна из целей партнерства — вывести экономическое лидерство Китая на новый уровень, в то время как Китай будет обеспечен дешевым сырьем и транспортными путями к европейским рынкам, постепенно превращаясь из «мировой фабрики» в высокотехнологичную державу. России от старшего партнера будут периодически перепадать кредиты, которые можно распределить среди госбанков и построить на них несколько новых предприятий и железных дорог.