ГлавнаяМир

Новое/старое "китайское чудо". Что решил 19-й съезд Компартии Китая

Си Цзиньпин признан одним из самых могущественных лидеров Китая, на уровне с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. А в новом составе руководства Компартией Китая нет возможных преемников или вероятных противников Си Цзиньпина. Что означает, что он собирается управлять Китаем еще 10 лет - вопреки сложившимся правилам.

Президент Китая Си Цзиньпин открывает 19-й съезд Коммунистической партии Китая в Доме народных собраний в Пекине
Фото: EPA/UPG
Президент Китая Си Цзиньпин открывает 19-й съезд Коммунистической партии Китая в Доме народных собраний в Пекине

Отчет главы КНР Си Цзиньпина о проделанной за 5 лет работе был позитивно оценен 2300 депутатами. Лидер страны предложил Китаю и миру совершенно новые концепции и подходы. Основным нововведением стал «социализм с китайской спецификой для новой эры». Он базируется на 14 пунктах, главный из которых — «лидирующая роль партии на всех направлениях деятельности». Остальные традиционно повторяют о необходимости заботиться о благе народа, продолжать углублять реформы, повышать верховенство закона, повышать государственную безопасность и контроль над армией и тп.

Во главе угла снова ставится экономическое развитие Китая, причем основным условием является проведение реформ практически во всех сферах жизнедеятельности – от системы образования до армии. Си Цзиньпин пообещал к 2020 году создать общество средней зажиточности - «сяокан», к 2035 году – превратить Китай в модернизированную и инновационную страну, а к 2050 году - в богатую и могущественную социалистическую державу.

Третий лишний?

Вместе с новыми идеями и концепциями Си Цзиньпин привел на политический Олимп власти новую команду. Был обновлен состав Постоянного Комитета (ПК) Политбюро, в который кроме Си Цзиньпина и Ли Кэцяна вошли: Ли Чжаньшу, Ван Ян, Ван Хунин, Чжао Лэцзи, Хань Чжэн. Назначены два зампреда Центрального военного совета (ЦВС) – это генералы Сюй Цилян (переназначение) и Чжан Юся. В будущем возможны некоторые корректировки по постам новых членов ПК (Хань Чжэн может стать первым вице-премьером Госсовета, а Ван Ян – председателем Народного политического консультативного совета Китая).

Новые члены Политбюро (cлева-направо): Хань Чжэн, Ван Хунин, Ли Чжаньшу, Си Цзиньпин, Ли Кэцян, Ван Ян и Чжао Лэцзи во время
представление в Доме собраний, 25 октября 2017.
Фото: EPA/UPG
Новые члены Политбюро (cлева-направо): Хань Чжэн, Ван Хунин, Ли Чжаньшу, Си Цзиньпин, Ли Кэцян, Ван Ян и Чжао Лэцзи во время представление в Доме собраний, 25 октября 2017.

Вопреки ожиданиям некоторых экспертов, Си Цзиньпин не стал нарушать неписаный сложившийся порядок - «семь наверх, восемь вниз», согласно которому член политбюро, достигший 68-летнего возраста на момент съезда, должен уходить в отставку. Это правило также коснулось и наиболее приближенного к Си Цзиньпину – Вана Цишаня, главы Центральной комиссии по проверке дисциплины (самой мощной и влиятельной спецслужбы Китая). Ван Цишань ушел в отставку, уступив свое место Чжао Лэцзи, 60-летнему заведующему Организационным отделом ЦК КПК.

Список новых лиц в ПК подчеркивает тактику Си Цзиньпина по преемственности власти, но в то же время также готовит почву для больших изменений в будущем, считает гонконгское издание «South China Morning Post». Правда, в составе ПК нет, по мнению многих экспертов, возможных преемников или вероятных противников Си Цзиньпина. А это может говорить о том, что он, вероятно, будет управлять Китаем еще 10 лет - вопреки сложившимся правилам, согласно которому глава КНР не может быть избран на третий срок. Насколько это возможно – пока вопрос, однако большинство косвенных признаков, так или иначе, свидетельствуют об этом.

Си Цзиньпин был признан одним из самых могущественных лидеров Китая, его имя было добавлено к конституции партии, которая поставила его на один уровень с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Нынешний лидер стал первым из руководителей КНР за последние 25 лет, который был официально назван «ядром партии», а его международные инициативы (в том числе «Один пояс, один путь») превращают Китай в двигателя мировой глобализации.

Фото: EPA/UPG

Что может повлиять на экономический рост Китая?

Достижение намеченных целей может быть только в случае успешных реформ в экономике, считают эксперты Федерации американских ученых Конгресса США. Глобальный кризис, начавшийся в 2008 году, сильно повлиял на экономику Китая. Показатели импорта и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снизились, рост ВВП замедлился, а миллионы китайских рабочих потеряли работу. Китайское правительство применило экономическое стимулирование на сумму $586 млрд. и ослабило денежно-кредитную политику для увеличения банковского кредитования, что позволило Китаю эффективно преодолеть последствия резкого падения спроса на китайскую продукцию.

В последние годы реальный рост ВВП замедлился в каждый из последних шести лет, снизился с 10,6% в 2010 году до 6,7% в 2016 году и, по прогнозам, к 2022 году прогнозируется на уровне 5,7%.

Способность Китая поддерживать быстро растущую экономику в долгосрочной перспективе, скорее всего, будет зависеть от способности китайского правительства проводить всеобъемлющие экономические реформы, которые ускоряют переход Китая к рыночной экономике. Власти планируют осуществить перебалансирование экономики Китая путем обеспечения потребительского спроса, а не экспорта и фиксированных инвестиций, основного двигателя экономического роста. Это означает, что в планах Пекина уменьшение зависимости от экспорта и ориентация на внутренний рынок. Также, ставка будет делаться на повышение производительности и роли инноваций, устранение растущей разницы в доходах населения, повышения защиты окружающей среды.

Основным противоречием является то, что с одной стороны Коммунистическая партия хочет что б, что рынок играл «решающую роль» в распределении ресурсов в экономике – а с другой стороны пытается сохранить важную роль государственного сектора в экономике Китая.

Фото: EPA/UPG

Среди серьезных экономических проблем, которые могут ослабить будущий рост, эксперты отмечают изменение экономической политики, которая привела к чрезмерной зависимости от фиксированных инвестиций и экспорта для экономического роста, поддержка государственных предприятий, слабая банковская система, увеличение разницы в доходах, экологическое загрязнение и относительная нехватка верховенства права в Китае.

Китайцы признают все эти проблемы и обещают увеличить роль рынка в экономике, стимулировать инновации, увеличивать потребительские расходы, улучшить социальную защиту, поощряют развитие менее загрязняющих отраслей (таких как услуги) и проводят мощную борьбу с коррупцией. Способность китайского правительства осуществлять такие реформы, скорее всего, определит, сможет ли Китай продолжать поддерживать относительно быстрые темпы экономического роста, и как следствие – увеличение политического влияния в мире.

Внешняя политика

Приоритеты внешней политики, по мнению экспертов, меняться, скорее всего, не будут. Ключевыми останутся отношения с США и Европейским Союзом, на которые в 2015 году в торговом обороте приходилось $558 млрд и $564 млрд. долл. соответственно. Несмотря не некоторые разногласия, Вашингтон останется ключевым партнером Пекина. Президент США Дональд Трамп станет первым лидером государства, который посетит Китай после избрания нового руководства. Во время визита планируется обсудить введение новых ограничительных мер в отношении Пхеньяна, сообщает информационное агентство Reuters. Отдельным пунктом повестки дня переговоров станут вопросы американо-китайской торговли, по результатам которых планируется уменьшить барьеры для доступа американских компаний к рынку КНР.

В Европе и Азии планируется продвигать масштабный проект «Один пояс, один путь», который должен связать Китай со странами не только экономически и инфраструктурно. Новый проект предусматривает глубокую политическую координацию и культурный обмен между странами-участниками. Иными словами, «Один пояс, один путь» станет новым форматом взаимоотношений как с Европой, так и Азией.

Фото: EPA/UPG

Также Пекин планирует предпринимать усилия по урегулированию территориальных споров в Южно-Китайском море, где большую надежду Китай возлагает на взаимоотношения с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Отношения с Россией, скорее всего, останутся без изменений. С одной стороны – декларации о стратегическом партнерстве, а с другой – постепенное ослабление позиций Москвы как в двусторонних отношениях с Пекином, так и в многостороннем формате в рамках международных организаций. 

Украина-Китай: как активизировать отношения

Усиление Китая в мире говорит о том, что Украине необходимо разработать четкую стратегию и принять решение на государственном уровне касательно взаимоотношений с этой страной. Пекин неоднократно предлагал Киеву присоединиться и инициативе «Один пояс, один путь», подписать соглашение о Зоне свободной торговли, однако со стороны Украины четкого ответа не последовало. С другой стороны, китайцы не спешат инвестировать в нашу экономику, что связано, прежде всего, с военными действиями на востоке, нестабильной политической и экономической обстановкой, коррупцией в Украине.

Каким образом Украине улучшить отношения с Китаем и на какие аспекты нужно сосредоточиться LB.ua рассказал председатель правления Украинской ассоциации китаеведов, главный специалист Национального института стратегических исследований Украины Сергей Кошевой.

Сергей Кошевой
Фото: niss.gov.ua
Сергей Кошевой

По его словам, учитывая уроки прошлого и проблемы современности, новая модель украинского-китайского сотрудничества должна обеспечивать его устойчивый рост в интересах обеих сторон, отражать их ключевые потребности в различных секторах и отвечать стратегическим вызовам, с которыми как Украина,так и КНР сталкиваются, и будут сталкиваться в ближайшем будущем.

Эксперт считает, что учитывая это, Украине следует принять меры по активизации двустороннего политического диалога и обеспечить в 2018 году проведение государственного или официального визита на высшем уровне. Необходимо обсудить вопросы по сохранению и дальнейшему развитию уровня стратегического партнерства, участия Украины в инициативе «Один пояс, один путь», присоединения Украины к формату сотрудничества Китая со странами Центральной и Восточной Европы «16+1», установления зоны свободной торговли. Кабинету Министров Украины необходимо провести до конца 2017 года Третье заседание двусторонней Комиссии по сотрудничеству между правительствами Украины и КНР, как было договорено, а также усилить координирующую роль КМУ относительно ведомственного участия в подготовке заседания.

Целесообразно рассмотреть вопрос о профессиональном экспертном сопровождении подготовки материалов и предложений к заседанию, усилить участие ведущих аналитических учреждений государства в обеспечении деятельности украинской части Комиссии.

Кошевой рекомендует правительству Украины поручить соответствующим министерствам и ведомствам провести переговоры с китайской стороной о создании в рамках двусторонней Комиссии по сотрудничеству Подкомиссии по вопросам транспорта и инфраструктуры. Необходимо предметно обсудить вопросы строительства и модернизации инфраструктурных объектов в Украине с участием китайского капитала и бизнеса, а также создания условий для привлечения китайских грузопотоков в Европу.

Фото: EPA/UPG

Он напомнил, что предыдущий председатель КНР Ху Цзиньтао еще в июне 2011 в Киеве предложил составляющие двусторонних отношений: укреплять политический диалог, развивать экономические отношения, способствовать межгосударственному и культурному обмену.

Отвечая на вопрос может ли Китай стать гарантом урегулирования ситуации на востоке Украины, эксперт сообщил, что Киеву, в первую очередь, нужно через торговлю, экономику, совместные с КНР инновационные и культурные программы становиться частью пространства Нового Шелкового пути, который сейчас реализует руководство Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь». 

"Нам надо доказывать, что мы можем стать надежными и предсказуемыми партнерами. Реализация мощных экономических проектов с Китаем - это не только фактор собственного социально-экономического развития, но и возможность влиять на РФ и сдерживать ее агрессию. Это означает, что на международной арене Китай будет заинтересован в развитии и стабильности нашей страны, если в нее будут инвестированы китайские средства (главным образом государственных компаний). Чем больше будет Китай связан с Украиной инвестициями и совместными проектами - тем больше шансов, что он будет более «инициативным» в политических вопросах Украины", - считает Сергей Кошевой.

Юрій ПойтаЮрій Пойта, експерт
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram