ГлавнаяМир

"НАТО не все равно". Но пока без ПДЧ

Вопрос ПДЧ и членства Украины в НАТО — больше формальный и имиджевый. И что самое главное - не быстрый. Поэтому Киев и НАТО взяли курс не на имитацию формы, лишний раз сотрясая общественное мнение лозунгами, а на наполнение сотрудничества конкретным содержанием. Ведь воевать за Украину кроме самих украинцев никто — ни американцы, ни немцы с французами не будут. А помогать ВСУ надо вот уже прямо здесь и сейчас.

Фото: EPA/UPG

"Та не однаково мені,

Як Україну злії люде

Присплять, лукаві, і в огні

Її, окраденую, збудять…

Ох, не однаково мені",

- цитирует Тараса Шевченка генсек НАТО Столтенберг с трибуны Верховной Рады и добавляет: "НАТО также не все равно".

Главной новостью визита дипломатического десанта НАТО в Киев во главе с генсеком Йенсом Столтенбергом стала тема Плана действий о членстве (ПДЧ) Украины в Североатлантическом альянсе. Об этом первым на совместной пресс-конференции сообщил Петр Порошенко.

Но говорить о начале ПДЧ уже как о свершившемся факте — преждевременно. Ведь даже сама формулировка - максимально обтекаемая и мало к чему обязывающая: ы считаем необходимым, чтобы мы начали дискуссию о принятии Membership Action Plan (План действий по членству (ПДЧ) – ред.). Наши предложения о начале дискуссии были с удовольствием приняты”.

Сам же Столтенберг прямо о ПДЧ не сказал даже в Верховной Раде, отвечая на вопросы депутатов. Он ограничился подтверждением в очередной раз того, что а) двери в НАТО открыты и б) решение будет приниматься на основании решений Украины и самого альянса НАТО (намек на то, что мнение России, которая особенно болезненно относится к этой теме и постоянно шантажирует мировое сообщество последствиями, учитываться не будет).

Показательно, что даже нынешний осторожный намек о ПДЧ в Киеве как обычно вызвал в Москве нервную и резкую реакцию: пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков напомнил, что Россия на протяжении многих лет “существенно обеспокоена приближением военной инфраструктуры НАТО к ее границам и пригрозил, что даже «потенциально это (ПДЧ – ред.) может стать дальнейшим шагом в этом направлении, что, конечно же, не будет способствовать укреплению стабильности и безопасности на европейском континенте". Что можно воспринимать как очередную неприкрытую угрозу из Кремля.

Но несмотря на периодические истерические окрики из Москвы сейчас сотрудничество Украины с НАТО, особенно после начала военной агрессии РФ против Украины, идет семимильными шагами. Это сотрудничество в разных сферах — начиная от разведки и аж до реформы военного образования. И празднование 20-летия отношений Украины и НАТО — хороший повод еще раз информационно подчеркнуть это.

В будущем же, чтобы публично ставить вопрос о ПДЧ (а затем и о полноценном членстве Украины в НАТО) нужна политическая воля. Да, сейчас украинский политикум и общественность решительно настроены на сотрудничество с НАТО. А вот что будет на момент 2020 года, когда закончится действие нынешних программных документов, регламентирующих сотрудничество с НАТО? Не получится ли так, как раньше: провозгласив курс на НАТО в 2005 году при Ющенко уже в 2010 Янукович остановил процесс сближения с альянсом, который возобновился только после 2014 года?

Фото: president.gov.ua

Нужна также политическая воля со стороны стран Европы: ведь если к тому времени Франция и Германия может и не будут против присоединения Украины в НАТО (как они это сделали в 2008 году на саммите в Бухаресте), то надо помнить, что евроатлантический скепктицизм присущ и другим европейским странам.

Между прочим, Столтенберг даже намекнул в своем выступлении в Верховной Раде, что неважно будет ли Украина членом НАТО или у нее будет внеблоковый статус - НАТО готово помогать.

Дело в том, что сам НАТО не только публично хочет помогать Украине, но это также нужно самому Альянсу — потому что широкое сотрудничество с Украиной а) является обоснованием существование самого НАТО, и б) дает возможность получение практического опыта в противодействии России.

Ну а насчет предоставления ВСУ некоего оружия (оборонного или летального) стоит в который раз напомнить: НАТО не владеет ни самостоятельными военными формированиями, ни оружием. Это все есть у стран-членов НАТО, поэтому договариваться надо с ними напрямую. 

Таким образом, вопрос ПЛЧ и членства/нечленства Украины в НАТО — сугубо формальный и имиджевый.

Автоматическая винтовка M4
Фото: wikipedia.org
Автоматическая винтовка M4

С одной стороны чиновники НАТО не хотят брать на себя дополнительные обязательства, раздавая конкретные гарантии безопасности (по п.5 договора о коллективной безопасности). Да и понимают, что шансы на политическую поддержку юридического расширения на Украину мизерные даже среди стран-членов альянса — поэтому стараются лишний раз не сотрясать воздух пустыми лозунгами, будоража общественное мнение среди своих участников (и кстати, просят не делать этого и своих партнеров в Киеве). Но при этом НАТО готово максимально усиливать обороноспособность Украины, помогая Киеву как морально, так и материально.

К слову, Швеция, например, тоже де-факто не является членом НАТО. Но при этом она максимально интегрирована в оборонные операционные процессы военно-политического альянса. И даже не будучи членом Альянса шведы обеспечивают львиную долю поставок вооружения трем ее членам (странам Балтии), а также занимаются реформированием их вооруженных сил под натовские (!) стандарты.

Видимо таким образом взят курс не на имитацию формы, а на наполнение сотрудничества конкретным содержанием. Ведь воевать за Украину кроме самих украинцев никто — ни американцы, ни немцы с французами не будут. И помогать ВСУ надо вот уже прямо здесь и сейчас, а не в отдаленной перспективе.

Ігор СоловейІгор Соловей, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram