ГлавнаяМир

Американское эхо Брэкзита

Из всего можно сделать вывод, что тактически Трамп переиграл Хиллари Клинтон, более удачно обыграв информповод под названием Брэкзит.

Трамп изначально выражал поддержку идее выхода Великобритании из-под протектората Брюсселя. Удачно подгадал открытие своего реконструированного гольф-поля в Шотландии, чтобы, в случае успеха британских евроскептиков, сделать правильные заявления в наиболее подходящей для этого обстановке. Спичрайтеры Трампа подготовили удачные эмоциональные месседжи, совпадающие с основными тезисами его избирательной кампании.

Фото: EPA/UPG

Учитывая ранее озвученную позицию в отношении референдума, комментируя его итоги Клинтон решила остаться в сугубо рациональной рамке. Один из главных месседжей, который выдвинула Хиллари: "Эмоциональные решения в столь непростое время могут дорого стоить как мировой экономике в целом, так и каждому конкретному гражданину не только в Великобритании, но и в США".

Отлично сработал и штаб Трампа, очень быстро насытив информационное поле многочисленными экспертными оценками и аналитикой, целью которых было навязать аудитории мысль, что успех Брэкзита значительно повысил котировки Трампа в грядущей избирательной кампании.

Этому также есть рациональное объяснение. Сегодня Трамп остро нуждается в привлечении дополнительных средств на свою избирательную кампанию, и Брэкзит стал прекрасной возможностью для накачки электобилити в глазах потенциальных спонсоров.

Штаб Клинтон избрал единственно возможную в данной ситуации стратегию рационального подхода к итогам референдума. Хиллари уже приводит конкретные факты и примеры экономических последствий решения 51 процента британцев. В том числе - для американских граждан. В частности был приведен пример, что в первый же день после Брэкзита американцы потеряли около 100 миллиардов долларов пенсионных накоплений только за счет паники на финансовых рынках. При этом Хиллари всячески подчеркивает, что на фоне всех этих новостей Трамп упорно продолжает радоваться и нахваливать Брэкзит.

Судя по всему, советники Хиллари Клинтон прекрасно понимают, что после первой эмоциональной недели эффект новизны и удивления от новостей с другого берега Атлантики постепенно начнет сходить на нет. Расчет на это присутствует. Как и на то, что после этого информационное поле постепенно начнет насыщаться новыми данными, в свете которых Брэкзит покажется многим американским избирателям не таким уж хорошим событием. Это вполне решаемая задача. И это более долгосрочный тренд, который способен помочь Хиллари Клинтон взять реванш за тактическое поражение Трампу в контексте Брэкзита.

Собственно даже беглый мониторинг показывает, что сегодня, через неделю после референдума в Британии, информполе США уже полностью перепрошито командой Хиллари. Практически все поисковые выдачи Google в привязке к Брекзиту и кандидатам в президенты США касаются материалов, имеющих явную про-клинтоновскую направленность. Хотя, не стоит забывать и о том, что в отношение самой популярной в мире поисковой системы неоднократно звучали обоснованные обвинения в продвижении позитивных для Хиллари Клинтон материалов и зачистке негатива.

Тем не менее, Трамп все еще продолжает выглядеть главным триумфатором британского референдума, однако штаб Клинтон, не покладая рук, работает с этой угрозой и, насколько это возможно, минимизирует риски. Результат этой работы будет более отчетливо виден лишь по прошествии нескольких недель, или даже месяцев.

Социологические замеры августа-сентября будут лучшим свидетельством того, существует ли на самом деле так называемый общемировой антиэлитарный тренд, возносящий на Олимп неожиданных кандидатов вроде Трампа и делающий возможным такие события как Брэкзит. Или "восстание электоральных масс" - лишь результат дискуссии американских и британских интеллектуалов, удачно подхваченный американскими консультантами и по горячим следам использованный в пользу Трампа.

Евгений КурмашовЕвгений Курмашов, директор политических программ Института Горшенина
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram