Правительство приняло решение, что Россия будет участвовать во втором периоде Киотского протокола. Окончательная позиция РФ по вопросам сокращения выбросов будет выработана к очередному раунду переговоров, которые состоятся в Дохе в декабре 2012 года.
Протокол был подписан в японском Киото в 1997 году. Он накладывает на подписавшие документ страны обязательства по сокращению парниковых выбросов. При этом участники протокола, успешно сокращающие выбросы, могут продавать освободившиеся у них квоты на загрязнение воздуха компаниям из других государств. Многие страны, включая США, Китай, Японию, Индию и Австралию, не будут участвовать во втором раунде Киотского протокола.
Российские чиновники считали, что участие во втором периоде Киотского протокола не имеет смысла, так как соглашение не подписали многие промышленные страны. Вместо этого в России предлагалось создать самостоятельную и не обязывающую на международном уровне программу по сокращению углеродных выбросов. Стоит отметить, что так поступили большинство крупных стран, не поставивших подпись под Киотским протоколом.
Россия, как участник действующего периода Киотского протокола, начала продавать квоты на выброс углерода в атмосферу в январе 2011 года. В общей сложности за последние полтора года российские компании заработали на торговле квотами более 1,5 миллиарда евро. Однако, в последнее время рынок продажи квот на выбросы находится в кризисе: цены на тонну выбросов упали до исторического минимума в 3 евро.
По данным издания, чиновники согласились участвовать в следующем периоде Киотского протокола под давлением бизнеса. Предприниматели считают, что за счет торговли квотами они смогут получить значительные инвестиции. Кроме того, российские компании уже до 2020 года запланировали сокращение выбросов. В то же время, какие обязательства в рамках протокола возьмет на себя Россия, еще не известно. В июне премьер-министр России Дмитрий Медведев говорил, что речь идет о 25 процентах.
Тем не менее, Россия выступает против экологического налога на авиакомпании, введенного в Евросоюзе. В конце 2011 года власти ЕС обязали авиаперевозчиков покупать квоты на выбросы загрязняющих атмосферу газов. При этом платить компаниям предстоит за весь маршрут, а не только за полеты над Европой. Кроме России, против действий ЕС выступили Индия, Китай и США. Последние две страны законодательно запретили своим авиакомпаниям платить экологический налог.