Европарламент в четверг принял решение заморозить переговоры с правительствами европейских стран относительно пяти законопроектов, принятие которых позволит внести изменение в Шенгенское законодательство, передает агентство Франс Пресс со ссылкой на заявление председателя ассамблеи Мартина Шульца.
На решение евродепутатов повлияла позиция Совета ЕС по юстиции и внутренним делам, который неделю назад высказался за исключение Европарламента (ЕП) из процедуры совместной оценки эффективности Шенгенского законодательства и внесения в него изменений. По мнению парламентариев, на практике это означает возможность игнорирования позиции ассамблеи, которая является единственным институтом ЕС, который избирается гражданами стран сообщества.
"Такое решение не имело прецедентов за все 18 лет, которые я здесь заседаю. Это радикальное решение в ответ на радикальное решение Совета (ЕС)", - заявил журналистам Шульц.
Он добавил, что Совет ЕС в качестве исполнительного органа "не может ожидать, что Европарламент просто самоустраниться в этом вопросе".
Во вторник три крупнейшие фракции ЕП призвали подать в Европейский суд юстиции жалобу на решение Совета ЕС, однако в своем заявлении Шульц не упомянул о такой возможности.
Комитет Европарламента по гражданским свободам в апреле этого года одобрил проект законодательных предложений, согласно которым странам-участницам Шенгенского соглашения предоставляется право восстанавливать контроль на своих границах на срок до 10 дней в случае серьезной угрозы внутренней безопасности и общественному порядку.
Поводом для разработки нового законодательства по реформе механизмов безопасности Шенгена стал миграционный спор между Италией и Францией в апреле 2011 года, когда итальянская сторона, не справляясь с потоком беженцев из Северной Африки, начала выдавать им временные разрешения на жительство, что открыло мигрантам путь для свободного перемещения по Шенгенской зоне. Беженцы главным образом устремились во Францию.
Французские власти, ссылаясь на правила Шенгена, в свою очередь, заявили, что будут пропускать на территорию Франции только мигрантов с паспортами и достаточным количеством средств, чтобы некоторое время пожить на территории страны, а затем ее покинуть.
После урегулирования конфликта официальный Париж и Рим обратились в Еврокомиссию с просьбой пересмотреть некоторые положения Шенгенского кодекса. Еврокомиссия, со своей стороны, заявила о необходимости уточнить применение статьи 23 Шенгенского кодекса о границах, в которой прописаны условия временного восстановления контроля на границах.
По мнению членов комитета Европарламента по гражданским свободам, который разработал свои предложения по реформе механизмов безопасности Шенгена, возобновление проверок на внутренних границах стран Шенгенского соглашения должно быть исключительной мерой, прибегать в которой следует в самых крайних случаях.
Члены парламентского комитета высказались в поддержку того, чтобы срок действия восстановленного режима безопасности не превышал шесть месяцев, а соответствующее решение принималось на национальном уровне, а не Еврокомиссией.
Кроме того, члены комитета Европарламента по гражданским свободам проголосовали за то, чтобы в случае "внезапного и значительного" роста числа выходцев из третьих стран, незаконно находящихся на территории государства Шенгенской зоны и угрожающего внутренней миграционной ситуации, Еврокомиссия была вправе возобновлять действие визового режима.