Как сообщил агентству Дикселиус, в картине история жизни Политковской описана с самого начала, раннего детства, до конца - то есть до гибели в 2006 году. Ни убийства, ни его расследования в фильме нет, а героиня представлена как персонаж греческой трагедии, идущий навстречу судьбе с открытыми глазами.
"Горький вкус свободы" разделил документальный приз со словацко-чешской картиной "Семейство Ники" (Nickyho Rodina) Матея Минача. Это история англичанина, который во время Второй мировой переправил 669 детей из захваченной гитлеровскими войсками Праги в Великобританию и в течение полувека скрывал их происхождение.
Главный приз фестиваля жюри во главе с испанским режиссером Висенте Арандой присудило бельгийской трагикомедии "Приходи какой ты есть" (Come As You Are, или Hasta la Vista) Джеффри Энтховена. Эта история про трех молодых людей, обожающих вино и красивую жизнь, но ни разу не спавших с женщиной, потому что один из них слеп, второй передвигается на коляске, а третий и вовсе парализован. В поисках женской ласки они втроем отправляются в Испанию - отсюда второе название картины, получившей также приз зрительских симпатий и особое упоминание экуменического жюри.
Режиссер признался, что сюжет отчасти основан на биографии американского борца за права инвалидов по имени Аста Филпот, которому было посвящено документальное исследование BBC.
"Для меня это очень человеческая история. Я хотел показать, что спустя несколько минут зрители забывают, что герои фильма физически ущербны - они просто люди, такие же, как мы с вами, они нуждаются в тепле и нежности. А главное - я хотел показать, что все мы ущербны, когда дело доходит до общения с окружающими", - говорит Энтховен.
Спецприз жюри достался "Хроникам моей матери" (Chronicles of My Mother) японца Масато Харады - фильму о пожилой женщине, постепенно впадающей в детство, пока ее дочь пытается по обрывкам воспоминаний восстановить прошлое семьи. Приз за лучшую режиссуру получил "Огонь" (Der Brand) немки Бригитты Марии Бертеле о жертве изнасилования и ее мести.
В конкурсе Монреальского фестиваля, основанного в 1977 году и посвященного киноэкспериментам со всех концов света, участвовали также картины "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова и "Дом ветра" Вячеслава Златопольского, однако им наград не досталось.