Греческое дипломатического ведомство считает, что таким образом Македония пытается присвоить себе чужую историю и повлиять на восприятие Греции в мире.
В истории с памятником, как в капле воды, отражаются все перепетии балканской политики последних десятилетий, нередко основывающиеся не на здравом смысле, а на гипертрофировании мифов. Греция подозревает Македонию в попытках присвоить себе ее историю буквально с первого дня македонской независимости. Когда Македония была республикой в составе Югославии, в Афинах не очень-то были озабочены ее видением исторических процессов.
Но независимая Македония порождает подозрения прежде всего в том, что способна претендовать на земли самой Греции - а именно на обширную провинцию Македония с центром в легендарных Салониках. По мнению Афин, население этой провинции - греки и только греки. По мнению Скопье, здесь проживает значительное славянское меньшинство, подвергающееся насильственной эллинизации. И если вспомнить, что в середине ХХ века именно на этих землях шла кровопролитная гражданская война, во время которой многие греческие славяне-македонцы воевали в коммунистических отрядах, то становится ясно, что это не просто две теоретические концепции.
Греция не признает за соседней страной самого права называться Македонией. В результате мировое сообщество разделено на страны, признавшие Македонию под ее конституционным именем и страны, называющие ее «бывшей югославской республикой Македония». Под таким же именем Македония входит в международные организации - а вот ее вступление в НАТО заблокировано Грецией, спор с которой по поводу имени продолжается до сих пор. При этом понятно, что именно Греция является экономической метрополией для страны, которую она предпочитает называть просто «Скопье».
А вот соседняя Болгария называет Македонию Македонией - но отрицает сам факт существования македонского народа и языка. Для нее соседи, проживающие по ту сторону границы - болгары, просто не понимающие этого. А в Македонии уверены, что в Болгарии проживает значительное македонское меньшинство, подвергающееся болгаризации. Это для нас знаменитая целительница Ванга - болгарка. Для македонцев она - македонка из Пиринской Македонии. Есть такая популярная македонская песня «А я гордая Македонка: эгейка, вардарка, пиринка!». Так вот Ванга - пиринка, жительница Республики Македонии - вардарка (по названию реки Вардар), а жительница греческой части Македонии (которой там быть не должно) - эгейка. Теперь напомним, что если вы двинетесь из Скопье в сторону границы с Косово, то вы славян-македонцев почти и не встретите: начнутся бесчисленные населенные албанцами города и деревни... Ну и, рядом, конечно, бывшая метрополия - Сербия, многие политики которой до сих пор называют македонцев южными сербами...
Вот весь этот коктейль и увенчали Александром Великим на Буцефале - прямо на площади Македонии в Скопье. Собственно, ничего нового в этом жесте и нет. Македонцы, по сути осознавшие себя народом только после второй мировой войны, до сих пор находятся в поиске собственной идентичности - и национальной, и территориальной. И им не безразлично, что царство Александра находилось именно здесь - так что и аэропорт Скопье назван именем полководца, и книг о нем в книжных магазинах македонской столицы не меньше, чем в книжных магазинах Афин или Салоник, и парней называют Александрами не случайно.
А грекам не безразлично, что македонцам не безразлично. И в этом небезразличии они усматривают признак реванша. А в любом жесте на историческую тему - попытку оскорбить Афины. Хотя читатель понимает, что как это обычно бывает в постсоциалистическом мире история здесь - всего лишь раба политики. Македонский премьер Никола Груевский, лидер партии ВМРО-ДПМНЕ, только что в очередной раз выиграл выборы в парламент - и накануне формирования нового кабинета демонстрирует стабильность патриотического курса.
Нужно понимать, что идеологическая платформа ВМРО-ДПМНЕ сравнима с платформой Виктора Ющенко, а главная оппозиционная сила, правившая страной все годы независимости - естественно посткоммунисты. И в сложных экономических условиях: кризис в Греции - это не подарок для Македонии - Груевский поддерживает огонь патриотизма у сограждан. А оппозиция возмущается: как можно тратить 10 миллионов евро на конную статую в нынешних условиях и ставить под вопрос европейскую интеграцию Македонии, которую опять замедлит очередной греческий демарш? А власть недоумевает: это же и есть путь к Европе - культурное развитие столицы. И вообще - это никакой не Александр. Это воин на коне.