Формальдегид (CH2O) представляет собой бесцветный газ. Его растворяют в воде и получают жидкость под названием формалин, которая используется в различных промышленных изделиях, как-то: строительные материалы, дезинфицирующие вещества и бальзамирующие составы.
Молекулы формальдегида на нашей планете неустойчивы (без вмешательства человека) — и это очень хорошо, ибо они с лёгкостью реагируют чуть ли не со всем подряд. «Формальдегид токсичен, поскольку наносит вред огромному количеству метаболических реакций», — отмечает соавтор нового исследования Джордж Коди из Института Карнеги (США). По данным Управления по защите окружающей среды США, формальдегид вызывает проблемы с дыханием, тошноту, раздражение слизистой оболочки глаз и сыпь. Эксперименты над животными показали, что это вещество является онкологическим фактором.
Напротив, в космосе это весьма распространённая молекула. «Не настолько, как, скажем, водород или вода, но всё же вездесущая», — уточняет г-н Коди.
Собственно, изобилие и высокая химическая активность этого вещества и привели учёных к мысли о том, что формальдегид мог сыграть весомую роль в создании сложных, богатых углеродом (то есть органических) молекул, которыми насыщены астероиды и кометы. Эти последние, по мнению ряда исследователей, принесли на древнюю Землю материал, необходимый для возникновения жизни (углерод и воду).
Для проверки гипотезы учёные попытались синтезировать органические вещества, обнаруженные в некоторых метеоритах, на основе формальдегида. Полученная субстанция оказалась близка содержимому не только метеоритов, но и кометы 81P/Вильда, образец которой был захвачен в 2004 году американским аппаратом Stardust.
Дальнейшие рассуждения выглядели примерно так. Древняя горячая Земля, скорее всего, находилась в расплавленном состоянии, и лёгкие элементы и молекулы (водород, вода, углерод), попадая на её поверхность, немедленно улетали в космос. Если бы углерод, содержавшийся в кометах и астероидах, падавших на Землю, существовал только в виде простых молекул (вроде формальдегида), его ожидала бы та же участь. Но если бы формальдегид превратился в более сложную органику, получившиеся молекулы могли быть достаточно тяжёлыми, чтобы остаться на планете.
Г-н Коди и его коллеги нагрели органический материал на основе формальдегида до 1 400 ˚C, и он остался невредим, в то время как прочие полимеры на углеродной основе распадались на более простые молекулы и испарялись.