Кишечные бактерии помогают бороться с гриппом

Лактобактерии, живущие в кишечнике, запускают цепь иммунных реакций для противостояния вирусу гриппа.

Первые данные о том, что бактерии-симбионты могут «дружить» с иммунной системой млекопитающих, были получены в 1950-х годах: у новорождённых мышей уничтожали всех бактерий, в результате иммунная система начинала работать с перебоями.

В последнее десятилетие исследователи усердно изучали виляние бактерий на иммунную систему в пищеварительном отделе — доме для большинства бактерий-симбионтов человека и прочих млекопитающих. Удалось установить, что дисбаланс между дружественными и откровенно патогенными бактериями приводит к резкому повышению количества иммунных клеток, ответственных за воспалительную реакцию.

Одновременно накапливались данные о том, что влияние бактерий-симбионтов не ограничивается кишечником, а может распространяться и на другие органы. Работа иммунологов из Йельского университета в Нью-Хэйвене (США) эти догадки подтвердила.

Исследователи вводили лабораторным мышам антибиотик неомицин, и грызуны становились очень чувствительны к вирусу гриппа, поскольку препарат выбивал из организма лишнюю «бактериальную» линию обороны от этого недуга. У нормальных мышей бактерии, чувствительные к неомицину, активируют так называемую инфламмасому — белковый комплекс, запускающий воспалительную реакцию. Эта инфламмасома стимулирует созревание другого белка иммунного ответа — интерлейкина 1-β. Ну а тот подаёт сигнал древовидным иммунным клеткам о том, что им нужно отправляться в лёгкие. Древовидные клетки берут под козырёк и тем самым обеспечивают иммунный ответ на вторжение вируса.

Учёные полагают, что бактерии, ответственные за включение инфламмасомы, относятся к роду Lactobacillus, то есть опять-таки обитают в кишечнике. Популяция этих бактерий сильно сокращалась под воздействием антибиотика. В качестве практического вывода из работы учёные советуют, во-первых, быть внимательней к своей диете, а во-вторых, не злоупотреблять антибиотиками при вирусных инфекциях: скверные лекарства и питание могут лишить вашу иммунную систему бактериальных помощников. Статья по результатам этой работы готовится к выходу в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (14 марта опубликована в Сети).

Исследователям из Йеля осталось лишь окончательно убедиться, что молочные бактерии из рода Lactobacillus действительно помогают в войне против вируса гриппа. Но вопрос об «истинных намерениях» бактерий всё равно остаётся: как происходит стимуляция иммунной системы бактериями? Целенаправленно в адрес вторгшегося вируса — или это одно из следствий неспецифического, «безразличного» действия микроорганизмов-симбионтов?